Организация учебно-воспитательного процесса для обучающихся с ОВЗ

О направлении информации

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

ПИСЬМО

от 14 июня 2023 года № 07-3287

О направлении информации


Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России информирует о размещении на информационных порталах Минпросвещения России и подведомственных организаций методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2022 году в рамках исполнения подведомственными организациями государственного задания, в соответствии с приложением.

Информация о размещении методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2022 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания (посмотреть)


 


Утвердили ФАОП НОО и ООО для детей с ОВЗ

Минпросвещения утвердило федеральные АОП для НОО и ООО (приказы от 24.11.2022 № 1023, от 24.11.2022 № 1025). Оба документа вступят в силу 02.04.2023. Школам, где учатся дети с ОВЗ, необходимо разработать на основе ФАОП свои АООП и утвердить их к 01.09.2023.

ФАОП начального и основного общего образования состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Каждая ФАОП содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования школьников с ОВЗ на уровнях НОО и ООО. Еще каждая ФАОП включает варианты программ для учеников разных нозологий.

В ФАОП НОО включили 26 вариантов АООП. Для каждой нозологии в ФАОП НОО прописали по два варианта АООП для школьников с ОВЗ. Также в варианты программ для школьников с нарушениями слуха, зрения, НОДА и РАС включили вариант для учеников с легкой умственной отсталостью и для учеников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития.

На уровне ООО школа может создавать для каждой нозологической группы только по два варианта АООП – в ФАОП ООО включили по два варианта для каждой нозологии. Варианты программ в ФАОП ООО разработали только для школьников с ОВЗ без нарушений интеллектуального развития. Варианты программ для школьников, у которых ОВЗ сопровождается интеллектуальными нарушениями, включили в ФАООП УО (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).

В таблице ниже смотрите все варианты ФАОП НОО и ООО.

Нозология

Варианты ФАОП НОО

Варианты ФАОП ООО

Ученики с нарушениями слуха 

ФАОП НОО для глухих обучающихся (варианты 1.1 и 1.2).

ФАОП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3).

ФАОП НОО для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 1.4).

ФАОП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (варианты 2.1 и 2.2).

ФАОП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями (вариант 2.3)

ФАОП ООО для обучающихся  с нарушениями слуха (варианты 1.1, 1.2, 2.2.1 и 2.2.2)

Слепые ученики

ФАОП НОО для слепых обучающихся (варианты 3.1 и 3.2).

ФАОП НОО для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями (вариант 3.3).

ФАОП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 3.4)

ФАОП ООО для слепых обучающихся (варианты 3.1 и 3.2)

Слабовидящие ученики

ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1 и 4.2).

ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями (вариант 4.3)

ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1 и 4.2)

Ученики с ТНР

ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (варианты 5.1 и 5.2)

ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (варианты 5.1 и 5.2)

Ученики с НОДА

ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1 и 6.2).

ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3).

ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 6.4)

ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1 и 6.2)

Ученики с ЗПР

ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2)

ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7)

Ученики с РАС

ФАОП НОО для обучающихся с РАС (варианты 8.1 и 8.2).

ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями (вариант 8.3).

ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4)

ФАОП ООО для обучающихся с РАС (варианты 8.1 и 8.2)

В ФАОП НОО и ООО прописали требования к школьным АООП. Например, АООП должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников. На уровне НОО школам необходимо привести адаптированные образовательные программы в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО. АООП ООО необходимо скорректировать под ФГОС ООО и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты каждой АООП должны быть не ниже ФАОП уровня образования. Кроме того, на уровне ООО при реализации любого варианта ФАОП необходимо применять федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. 


Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

ПРИКАЗ

от 24 ноября 2022 года № 1025

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6.2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказываю:

Утвердить прилагаемую федеральную адаптированную образовательную программу основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

____________________________

Министр
С.С. Кравцов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 марта 2023 года
регистрационный № 72653



В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены важные для обучающихся с ОВЗ изменения

В июле 2022 года Президент России В.В.Путин подписал ряд законов, вносящих изменения в Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»,  в том числе поправки относительно обучающихся с ОВЗ.

Об обеспечении бесплатным питанием

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» устанавливается, что обучающиеся с ОВЗ, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, теперь согласно Федеральному закону, порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, обучение которых организовано федеральными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации.

Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

                         Специальное образование











__________________________________________________________________________________

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2022-2023 УЧЕБНОГО ГОДА

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.10.2021 г. № 126-НП «О внесении изменений в Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушкениями)».

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 01.12.2021 г. № 146-НП «О внесении изменений в Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможгностями здоровья».

ПРИМЕРНЫЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09.08.2022 № 689 «Об утверждении примерных адаптированных основных общеобразовательных программ»

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы

Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью

Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью


______________________________________________________


Нормативно-правовое обеспечение 2021-2022 учебный год 

Конституция Донецкой Народной Республики

Закон Донецкой Народной Республики " Об Образовании"

- Государственный  образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г.№ 122-НП   ссылка

- Государственный  образовательный стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 123-НП  ссылка 

- Примерные АООП ссылка

- Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.08.2021 № 3663/18.1.-27  ссылка

- Приказ МОН ДНР от 02.09.2021 № 734 "О признании утратившим силу Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.09.2020 года№ 1286 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и осуществлению обучения по индивидуальному учебному плану по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики»" ссылка

- Приказ МОН ДНР от 03.09.2021 № 737  "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и осуществлению обучения по индивидуальному учебному плану по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики" ссылка

Письмо  МОН ДНР №3664 от 20.08.2021"Проекты разделов примерных учебных планов Примерной адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в новой редакции" ссылка

Приложения к письму МОН ДНР №3663 от 20.08.2021  "Проекты разделов примерных учебных планов Примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования в новой редакции" ссылка

Рекомендации по оформлению СИПР  ссылка

Концепция развития инклюзивного образования ссылка

Приказ № 440 от 12.12.2019 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике на 2020-2024 годы в образовательных организациях" ссылка

Вебинар 

 "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ"


Вебинар

 "РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ


                                       Ресурсное обеспечение инклюзивного образования

 

Инклюзивное образование: как работать с детьми с ОВЗ, чтобы не пострадало качество обучения

 

Инклюзивное образование. Работа с разными категориями ОВЗ

 

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам письма и обучению грамоте


Инклюзия в школе – деятельность учителя начальных классов и тьютора

 

Создание равных возможностей для учеников с разными образовательными потребностями при реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

 

Цифровая среда для обучения детей с ОВЗ

 

Обучение детей с ОВЗ: полезные инструменты для профессиональной деятельности


Инклюзивное образование: проблемы, решения, опыт

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий