СОДЕРЖАНИЕ
1.Управленческие механизмы организации внеурочной деятельности – рекомендации Минпросвещения
2.Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС – рекомендации Минпросвещения
3. Разговоры о важном
4.К 2022/2023 учебному году: утверждена и рекомендована для использования в работе обновленная Примерная рабочая программа воспитания школьников
Управленческие механизмы организации внеурочной деятельности – рекомендации Минпросвещения
Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03 направило в регионы для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО). В Методических рекомендациях отмечается, что реализация образовательных программ внеурочной деятельности должна опираться на комплекс организационно управленческих решений. К ним отнесены:
-внесение изменений в локальные акты школы (устав, положения, должностные инструкции, колдоговор и др.);
-планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.);
— организация работы методических структур образовательной организации.
О кадрах
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разработаны и опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/Vneurochnava_deyatelnost.htm) материалы по организации внеурочной деятельности обучающихся:
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
Рекомендуемые направления внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности
Перечень программ внеурочной деятельности
Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС – рекомендации Минпросвещения
Как сказано в Рекомендациях, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Отмечается, что План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы школы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС на внеурочную деятельность предусмотрено до 1320 часов на уровне начального общего образования и до 1750 часов на уровне основного общего образования, или 10 часов в неделю в каждом классе.
Как сказано в Рекомендациях, формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Содержание внеурочной деятельности
Рекомендуется часы внеурочной деятельности использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.
Рекомендованы три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
1.Преобладание учебно-познавательной деятельности (наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам: занятия по углубленному изучению предметов, по формированию финансовой грамотности, профориентации, проектная деятельность);
2.Преобладание педагогической поддержки обучающихся (дополнительные занятия с обучающимися, испытывающими затруднения в учебе, в освоение иностранных языков, в социальной коммуникации, занятия с обучающимися с ОВЗ);
3.Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий (занятия с обучающимися в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.).
Распределение времени, отведенного на внеурочную деятельность
Предусмотренные на внеурочную деятельность 10 часов в неделю рекомендовано распределить следующим образом:
Обязательная часть (для всех)
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Вариативная часть
Справочно
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разработаны и опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/Vneurochnava_deyatelnost.htm) материалы по организации внеурочной деятельности обучающихся:
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
Рекомендуемые направления внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности
Перечень программ внеурочной деятельности
Источник:
методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
Зачем нужны «Разговоры о важном»
В 2022/2023 учебном году в российских школах реализуется ряд новых проектов, в том числе проект «Разговоры о важном».
«Разговоры о важном» — это тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах в начале каждой учебной недели 1 час в неделю (по понедельникам) за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность. Минпросвещения рекомендует проведение этих занятий возложить на классных руководителей (кураторов), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев и т.д.
Минпросвещения России подготовило Методические материалы по проведению занятий «Разговоры о важном», которые содержат сценарий, видео, инструкции, презентацию, представленные по возрастам: для 1-2, 3-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов и СПО. В дополнение к этому у школьников будет доступ к проверенному информационному и медиаконтенту, которые станут доступны во ФГИС «Моя школа» и в цифровом сервисе «Мой колледж».
Как сказано в Рекомендациях, цель «Разговоров о важном» — пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.
Как отметил Министр просвещения С.С.Кравцов в интервью ТАСС, есть и другая сторона: школьники получают информацию в интернете, которая не только не самого лучшего качества, а зачастую является откровенной ложью, и не обладая критическим мышлением, школьники оказываются один на один с дезинформацией.
По словам Министра, эти классные часы не должны повторять традиционные для урока формы, а учителя не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение. Будет ли это в формате дискуссий или конкурсов, деловой игры или мозгового штурма зависит и от самих школьников. Для учителей Министр сообщил, что отчетность собираться не будет, так как в этом нет никакой необходимости.
Темы занятий приурочены к определенной дате. Так, в сентябре пройдут 4 занятия: 5 сентября занятие посвящается Дню знаний, 12 сентября — на тему «Наша страна – Россия», 19 сентября посвящено выдающемуся ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, а 26 сентября – Дню пожилых людей.
В октябре предусмотрено пять занятий: 3 октября – «День учителя», 10 октября – «День отца», 17 октября – «День музыки», 24 октября – «Традиционные семейные ценности», 31 октября – «День народного единства».
В ноябре запланировано 3 занятия: 14 ноября – «Мы разные, мы вместе», 21 ноября – «День матери», 28 ноября – «Символы России».
Конкретная тематика занятий зависит от возрастных групп. Так, при проведении занятий под общим названием «Наша страна – Россия», для учеников 1-2 классов занятие пройдет на тему «Где мы живем?»; для школьников 3-4 классов -«От поколения к поколению: любовь россиян к Родине»; в 5-7 классах – «Что мы Родиной зовем?»; у 8-9 классов – «Мы – жители большой страны»; для старшеклассников и студентов — «Мы сами создаем свою Родину».
Продолжительность занятий порядка 30 мин.
Родители подробно могут ознакомиться с материалами занятий на сайте «Разговоры о важном» по ссылке: https://razgovor.edsoo.ru/.
Как сказал Министр просвещения ходе Всероссийского родительского собрания, если с детьми не разговаривать на волнующие их темы, это может привести к деструктивному поведению, дети станут замыкаться и искать ответы в других источниках информации. При этом не должно быть такого, чтобы в семье детям говорили одно, а в школе – другое.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители, советники по воспитанию, преподаватели-кураторы студенческих групп в СПО. Проведение 34 занятий «Разговоры о важном» в течение учебного года оплачивается как 34 часа внеурочной деятельности.
О том, как «Разговоры о важном» справятся с предназначенной им ролью, всецело зависит от учителя. И если же они будут проводиться формально, то, может быть, лучше, их и не проводить?
Источник:
Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном«
К 2022/2023 учебному году: утверждена и рекомендована для использования в работе обновленная Примерная рабочая программа воспитания школьников
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»», примерные основные общеобразовательные программы включают в себя также примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
Федеральным Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования (РАО) по поручению Минпросвещения России разработана Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (далее – Программа), обновленный проект которой одобрен и единогласно утвержден на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Программа рекомендована к использованию в российских школах. Программа опубликована на сайте институтвоспитания.рф.
Как сказано в Пояснительной записке, Программа служит основой для разработки рабочей программы воспитания школы. Она основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на всех уровнях общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Как сказано в документе, рабочая программа воспитания:
— предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности;
— разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся), советов родителей;
— реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
— предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
В Приложении к Программе дан Примерный календарный план воспитательной работы.
Поясняется, что при разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации.
Отметим, что Программа и Календарный план воспитательной работы описаны как примерные, т.е. носят рекомендательный характер.
Кстати
Как отметил Министр просвещения С.С.Кравцов в ходе обсуждения с представителями родительской общественности создание Всероссийского родительского совета, а также аналогичных родительских советов в каждом регионе, воспитание детей – это комплексный процесс, оно зависит и от школы, и от родителей, и «было бы неправильным перекладывать ответственность за воспитательный процесс только на школу».
Справочно
В адрес органов управления образованием субъектов РФ письмом от 15 апреля 2022 г. N СК-295/06 направлены Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».
На покупку флагов, гербов и флагштоков для российских школ Правительство РФ выделило в начале июня около 1 млрд руб.
Источник:
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций : https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsiy/
Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_417345/
Комментариев нет:
Отправить комментарий