ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ 

1.Управленческие механизмы организации внеурочной деятельности – рекомендации Минпросвещения

2.Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС – рекомендации Минпросвещения

3. Разговоры о важном

4.К 2022/2023 учебному году: утверждена и рекомендована для использования в работе обновленная Примерная рабочая программа воспитания школьников


Управленческие механизмы организации внеурочной деятельности – рекомендации Минпросвещения

Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03 направило в регионы для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО). В Методических рекомендациях отмечается, что реализация образовательных программ внеурочной деятельности должна опираться на комплекс организационно управленческих решений. К ним отнесены:

-внесение изменений в локальные акты школы (устав, положения, должностные инструкции, колдоговор и др.);

-планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.);

— организация работы методических структур образовательной организации.

О кадрах

Согласно рекомендациям, в организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.
Проведение занятий «Разговоры о важном» рекомендовано возложить на классных руководителей (кураторов), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев и т.д.
Справочно

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской   академии образования» разработаны и опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/Vneurochnava_deyatelnost.htm) материалы по          организации внеурочной деятельности обучающихся:

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Рекомендуемые направления внеурочной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Перечень программ внеурочной деятельности


Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС – рекомендации Минпросвещения

Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03 направило в регионы для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) (далее —  Рекомендации).
Что такое внеурочная деятельность

Как сказано в Рекомендациях, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО  достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая  часть образовательного процесса.

Под внеурочной деятельностью понимается  образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Отмечается, что План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы школы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС на внеурочную деятельность предусмотрено до 1320 часов на уровне начального общего образования и до 1750 часов на уровне основного общего образования, или 10 часов в неделю в каждом классе.

Как сказано в Рекомендациях, формы внеурочной деятельности  должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

Содержание внеурочной деятельности

Рекомендуется часы внеурочной деятельности  использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.

Рекомендованы три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:

1.Преобладание учебно-познавательной деятельности  (наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам: занятия по углубленному изучению предметов, по формированию финансовой грамотности, профориентации, проектная деятельность);

2.Преобладание педагогической поддержки обучающихся (дополнительные  занятия  с обучающимися,  испытывающими затруднения в учебе, в освоение иностранных языков, в социальной коммуникации, занятия с обучающимися с ОВЗ);

3.Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий (занятия с обучающимися в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира;  занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.).

Распределение  времени, отведенного на внеурочную деятельность

Предусмотренные на внеурочную деятельность 10 часов в неделю рекомендовано  распределить следующим образом:

Обязательная часть (для всех)

1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);

1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);

1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).

Вариативная часть

3 часа в неделю — на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»);
2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
В Рекомендациях приведены также направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации, перечислены меры дополнительной методической поддержки образовательных организаций и управленческие механизмы организации внеурочной деятельности. В приложении приводится  Чек-лист, который позволит провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО.

Справочно

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской   академии образования» разработаны и опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/Vneurochnava_deyatelnost.htm) материалы по          организации внеурочной деятельности обучающихся:

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Рекомендуемые направления внеурочной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Перечень программ внеурочной деятельности

Источник:

методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 » Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 



Зачем нужны «Разговоры о важном»

В 2022/2023 учебном году в российских школах реализуется  ряд новых проектов, в том числе проект «Разговоры о важном».

«Разговоры  о важном» — это  тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах  в начале каждой учебной недели 1 час в неделю (по понедельникам) за счет часов,  отведенных на внеурочную деятельность. Минпросвещения рекомендует проведение этих занятий возложить на классных руководителей (кураторов), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев и т.д.

Минпросвещения России подготовило  Методические материалы по проведению занятий «Разговоры о важном», которые содержат  сценарий, видео, инструкции, презентацию, представленные по  возрастам: для 1-2, 3-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов  и СПО. В дополнение к этому у школьников будет доступ к проверенному информационному и медиаконтенту, которые станут доступны во ФГИС «Моя школа» и в цифровом сервисе «Мой колледж».

Как сказано в Рекомендациях, цель «Разговоров о важном» — пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.

Как  отметил Министр просвещения С.С.Кравцов в интервью ТАСС, есть и другая сторона: школьники  получают информацию в интернете, которая не только не самого лучшего качества, а зачастую является откровенной ложью, и  не обладая критическим мышлением, школьники оказываются один на один с дезинформацией.  

По словам Министра, эти классные часы не должны повторять традиционные для урока формы, а учителя не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение. Будет ли это в формате дискуссий или конкурсов, деловой игры или мозгового штурма зависит и от самих школьников. Для учителей Министр  сообщил, что отчетность собираться не будет, так как в этом нет никакой необходимости.

Темы занятий приурочены к определенной дате. Так, в сентябре пройдут 4 занятия: 5 сентября занятие посвящается Дню знаний, 12 сентября — на тему «Наша страна – Россия», 19 сентября посвящено выдающемуся ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, а 26 сентября – Дню пожилых людей.

В октябре предусмотрено пять занятий: 3 октября – «День учителя», 10 октября – «День отца», 17 октября – «День музыки», 24 октября – «Традиционные семейные ценности», 31 октября – «День народного единства».

В ноябре запланировано 3 занятия: 14 ноября – «Мы разные, мы вместе», 21 ноября – «День матери», 28 ноября – «Символы России».

Конкретная тематика занятий зависит от возрастных групп. Так, при проведении  занятий под общим названием  «Наша страна – Россия», для учеников 1-2 классов занятие пройдет на тему «Где мы живем?»; для школьников 3-4 классов -«От поколения к поколению: любовь россиян к Родине»; в 5-7 классах – «Что мы Родиной зовем?»; у  8-9 классов – «Мы – жители большой страны»; для старшеклассников и студентов — «Мы сами создаем свою Родину».

Продолжительность занятий порядка 30 мин.

Родители подробно  могут ознакомиться с материалами занятий на сайте «Разговоры о важном» по ссылке:   https://razgovor.edsoo.ru/.

Как сказал  Министр просвещения  ходе  Всероссийского родительского собрания, если с детьми не разговаривать на волнующие их темы, это может привести к деструктивному поведению,  дети станут замыкаться и искать ответы в других источниках информации. При этом  не должно быть такого, чтобы в семье детям говорили одно, а в школе – другое.

Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители,  советники по воспитанию, преподаватели-кураторы студенческих групп в СПО. Проведение 34 занятий «Разговоры о важном» в течение учебного года оплачивается как 34 часа внеурочной деятельности.

О том, как «Разговоры о важном» справятся с предназначенной им ролью, всецело зависит от учителя. И если же они будут проводиться формально, то, может быть, лучше, их и не проводить?

Источник:

Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном«

https://razgovor.edsoo.ru/.

https://edu.gov.ru/press/5682/kravcov-razgovory-o-vazhnom-pozvolyat-interesno-rasskazat-o-cennostyah-i-istorii-rossii/

В Минпросвещения объяснили, для чего в школах будут проходить «Разговоры о важном» – Учительская газета (ug.ru)



К 2022/2023 учебному году: утверждена и рекомендована для использования в работе обновленная Примерная рабочая программа воспитания школьников

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»», примерные основные общеобразовательные программы включают в себя также примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

Федеральным Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования (РАО) по  поручению Минпросвещения России разработана  Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (далее – Программа), обновленный проект которой  одобрен и единогласно утвержден  на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Программа рекомендована к использованию в российских школах.   Программа опубликована на сайте институтвоспитания.рф.  

Как сказано в Пояснительной записке, Программа  служит основой для разработки рабочей программы воспитания школы. Она основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на всех уровнях общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования.

Как сказано в документе, рабочая программа воспитания:

— предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности;

— разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся), советов родителей;

— реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;

— предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

В Приложении к Программе дан  Примерный календарный план воспитательной работы.

Поясняется, что при разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации.

Отметим, что Программа и Календарный план воспитательной работы описаны как примерные, т.е. носят рекомендательный характер.

Кстати

Как отметил Министр просвещения С.С.Кравцов в ходе обсуждения с представителями родительской общественности создание Всероссийского родительского совета, а также аналогичных родительских советов в каждом регионе, воспитание детей – это комплексный процесс, оно зависит и от школы, и от родителей, и «было бы неправильным перекладывать ответственность за воспитательный процесс только на школу».

Справочно

В адрес органов управления образованием субъектов РФ письмом от 15 апреля 2022 г. N СК-295/06   направлены Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».

На покупку флагов, гербов и флагштоков для российских школ Правительство РФ выделило в начале июня около 1 млрд руб.

Источник:

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций : https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsiy/

<Письмо> Минпросвещения России от 17.06.2022 N АБ-1611/06 «О направлении Стандарта церемониала» (вместе со «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации»)

Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_417345/

https://news.rambler.ru/education/48517161/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Комментариев нет:

Отправить комментарий