1.Методика «Открытка»
Ребенку необходимо создать открытку с
помощью взрослого или без (сложенный лист А4 с простым рисунком подойдёт).
Далее необходимо эту открытку подписать (имя, фамилия) тому человеку из класса,
кого он хотел бы пригласить на день рождения. И так ещё дважды. ВАЖНО не
предупреждать ребёнка о том, что будут ещё две открытки.
То есть: сделали первую открытку –
подписали кому;
Сделали вторую - подписали. И третью
также. Данная методика проводится с целью оценки уровня межличностных отношений
в классе. По возможности важно отследить в каком эмоциональном состоянии
ребёнок до работы, во время, после работы и записать на отдельный лист.
Инструкция: «Вопросы
этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс.
Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет»,
если не согласны с этим утверждением. Не забудьте подписать свое имя и фамилию
вверху».
Вопрос
|
Варианты ответа
|
|
1.Ребятам нравится учиться в
нашем классе
|
Да
|
Нет
|
2. Дети в классе всегда дерутся
друг с другом
|
Да
|
Нет
|
3. В нашем классе каждый ученик –
мой друг
|
Да
|
Нет
|
4. Некоторые ученики в нашем
классе несчастливы
|
Да
|
Нет
|
5. Некоторые дети в нашем классе
являются «середнячками»
|
Да
|
Нет
|
6. С некоторыми детьми в нашем
классе я не дружу.
|
Да
|
Нет
|
7. Ребята нашего класса с
удовольствием ходят в школу.
|
Да
|
Нет
|
8.Многие дети в нашем классе
любят драться.
|
Да
|
Нет
|
9. Все ученики в нашем классе –
друзья.
|
Да
|
Нет
|
10. Некоторые ученики не любят
свой класс.
|
Да
|
Нет
|
11. Отдельные ученики всегда
стремятся настоять на своем.
|
Да
|
Нет
|
12. Все ученики в нашем классе хорошо
относятся друг к другу.
|
Да
|
Нет
|
13. Наш класс веселый.
|
Да
|
Нет
|
14. Дети в нашем классе много
ссорятся.
|
Да
|
Нет
|
15. Дети в нашем классе любят
друг друга как друзья.
|
Да
|
Нет
|
Рекомендации учителю
по развитию эмоциональной и социальной сфер учащихся
Воспитание уверенного в себе ребенка не является самоцелью, а скорее
результат правильного воспитания и тесных взаимоотношений между
родителями и детьми,но необходимо учитывать и индивидуальные
особенности ребенка, и тогда он обязательно станет полноценной
личностью, имеющей своё мнение, умеющей его высказывать,знающей, как
достойно защищать себя,
преодолеть препятствия и решить свои проблемы.
1. Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.
2. Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.
3. Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
4. Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
5. Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.)
6. Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
7. Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.
8. Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т. д.
Рекомендации учителю
по профилактике тревожности, стрессов, «школьных неврозов»
1.Рационально организуйте учебный процесс (объем учебной нагрузки, расписание занятий, динамические паузы, физкультминутки и т. д.).
2.Стремитесь к созданию благоприятного (гармоничного) общения учащихся с педагогами и сверстниками.
3.Не сравнивайте ребенка (ученика) с другими учащимися, акцент делайте на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период).
4.Стимулируйте оптимистический взгляд на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности, профилактике «школьного» невроза и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорить о недостатках и ошибках – это делайте в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий. Вера в возможности ученика помогает ему раскрыть свой потенциал, а постоянная жесткая критика лишь препятствует в этом.
5. При оценивании, особенно тревожных учащихся, по возможности, избегайте низких оценок, в крайнем случае, выставление двух оценок: низкая – за результат, высокая - за приложенные учеником усилия. «Ни один ребенок не должен испытывать ощущения неудачи, порожденной нашей системой оценивания, критикой и насмешкой со стороны учителей и товарищей» - К. Роджерс. Известный факт – в большинстве гуманистических педагогических систем отсутствует отметка как таковая.
6.Целенаправленно создавайте «ситуации успеха» – предоставление учащимся задания, которые им по силам, акцент на успешности результата.
7.При работе над новым материалом, освоении новых умений и навыков - бережно относитесь к тревожным детям, отсутствие спешки. Не забывайте, что работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся и может привести к развитию «школьного невроза».
8.Целесообразно использовать во внеурочной деятельности репетиции, «проигрывание» мероприятий - это лишает детей пугающей неопределенности, делает более привычными. То же самое можно сказать о любых тревожащих «переменах» в школьной жизни: все их детали доверительно обсуждаются с учащимися. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность.
9.Понимание важности четких, понятных и последовательных требований, одинаковых для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета среди обучающихся.
10. Если требуется наказать ученика, необходима четкая аргументация своей позиции: «Ты получил «3» потому, что очень мало занимаешься. Ты способный ученик, можешь гораздо лучше выучить материал».
11. Отказывайтесь от вербальной агрессии, унижений, высмеиваний ученика: ведь недопустимо заставлять ребенка испытывать чувство беспомощности, неполноценности. «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому» (Скиннер). Таким образом, эффективнее – лишение привычной награды, поощрения, а не страх наказания. Когда ученик привыкает к поощрению педагога – само отсутствие пятерок, слов одобрения, похвал является наказанием. Конечно, в идеале, ребенок должен стать собственным арбитром и ориентироваться на самооценку, самоконтроль… Старайтесь как можно чаще спрашивать детей – в чем состояли их ошибки, какую оценку они выставили бы себе сами? Это заставляет их лучше понять требования, они спокойнее смиряются с низкой оценкой. Чем более активную роль ученик занимает в контроле над собственной деятельностью, планировании ее - тем меньше страха перед наказанием и негативным оцениванием, тем более осознана позиция ученика в отношении своего труда, его результатов.
12. Рекомендуется построить урок таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение (поскольку приятная деятельность не может быть ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения - тем ниже уровень тревожности и риск возникновения «школьного невроза»).
13. Используйте на уроках элементы игры, викторины, показ фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий. В настоящее время известно множество вариантов инновационного ведения уроков, многие из них помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий.
14. Избегайте психотравмирующих ситуаций на уроке, во внеурочной деятельности (оценивание учащихся, переход на личностные качества и т.п.).
15. Не используйте публичное обсуждение болезненных для учащихся вопросов, так как это повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика - беседы с учеником на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других учеников и т.д.).
16. Внимательно отслеживайте совершенствования ученика в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции педагогической запущенности, поскольку стрессогенными могут стать перегрузка информацией, занятиями. Важен учет возможностей данного, конкретного ученика.
17. Ориентируйтесь на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребенка. Создавайте на первых же занятиях эмпатический контакт с учащимися и поддерживайте его в дальнейшем.
18. Необходимо применять в работе педагога сдержанность и использовать приемы саморегуляции. Очень негативно сказывается на самочувствии учащихся демонстрация учителем раздражения и фрустрации. Ребенок может предположить, что он является причиной расстройства или раздражения, его охватывает чувство вины и смутной тревоги, так как ему неясна причина негативных чувств педагога.
19. Избегайте эмоциональной депривации ученика. Очень важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений. Учитывая тот факт, что тревожность часто сопровождается поиском социального одобрения – любимый учитель, как референтная фигура, может помочь ребенку почувствовать уважение к самому себе, безопасность. Большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова: «Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница». Используйте тактильный контакт (если речь идет об учащихся младших классов).
20. Очень важно создать учителем верную ценностно-смысловую ориентацию ученика: согласно теории Г. Селье, подавляющее большинство стрессовых ситуаций, тревожащих человека - становятся таковыми, поскольку наделяются субъективно повышенной значимостью, субъективно оцениваются как «угрожающие». Ребенок интериоризирует отношение преподавателя к определенным мероприятиям: самостоятельной и контрольной работе, концерту и.т.п. Следовательно, адекватное отношение учителя к подобным «катастрофам» - перенимается учеником, усваивается и высокая ценность обладания определенной суммой знаний, интенсивность труда в течение четверти (учебного года), уровень достигнутого мастерства и относительная важность ситуаций формальной проверки. То есть весьма эффективны беседы педагога с учащимися относительно переосмысления событий и жизненных ценностей.
21. Осуществляйте в своей работе контроль над мышлением: повторение деструктивных, пугающих мыслей, естественно, закрепляет высокий уровень тревожности, неблагоприятное психологическое состояние учащихся.
22. Используйте целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них - очень действенный способ помощи ребенку.
23. Непосредственно перед стрессогенной ситуацией недопустимо сосредотачивать внимание учащихся на возможности неудачи, на их слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями напоминайте учащимся про их прошлые достижения, используйте простые слова поддержки: «Ты (Вы) хорошо готов (ы). Все пройдет удачно. Ты (Вы) должен(ы) быть спокоен (ны), все хорошо!»
24. Желательно знать и применять в работе элементарные приемы релаксации, способы снятия мышечного напряжения, простейшие дыхательные упражнения - это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне. Использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия учителя – одна из самых стрессогенных, по данным американских исследователей.
25. Учащихся не стоит ориентировать на идеальное совершенство («быть лучше всех»), на демонстрацию самого себя на конкурсе, экзамене, контрольной и т.п. Цель «быть лучшим из лучших» принципиально иллюзорна: всегда найдется более талантливый или эрудированный ученик, совершенство принципиально недостижимо.
26. Настройте ребенка на его возможность порадовать окружающих, поделиться знаниями, не подвести педагога или класс, то есть децентрацию, которая снижающая степень социальной тревожности.
27. Дети – наше Будущее, хотелось бы, чтоб оно было Счастливым и полным гармонии. Может быть, данные рекомендации немного помогут нашим преподавателям проявить свою любовь в заботе и бережной помощи ребенку учиться, жить творчески и смело, радостно и без страха.
Рекомендации родителям
по развитию в ребенке уверенности в себе и
чувства собственного достоинства.
1. Будьте хорошим примером для подражания. Ваши дети смотрят на вас и, скорее всего, будут вести себя так же, как и вы. Следовательно,если у вас проблемы с самоуверенностью, вам будет сложно помочь своему ребенку стать уверенным. Поэтому для начала поработайте над собой и своей самооценкой.
2. Любите ребенка таким, какой он есть. Когда мы обращаемся к детямс любовью, они учатся любить себя, любить других и любить жизнь.Если ребенок будет жить с чувством, что он не такой, каким следовалобы быть, он никогда не сможет в полной мере воспользоватьсязаложенными в него возможностями.
3. Развивайте у ребенка положительные качества. Поддерживайте ипоощряйте заложенное в ребенке природой черты характера:аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, общительность и т.п.;то, что у него хорошо получается, способности и умения: езда навелосипеде, рисование, придумывание историй, артистизм, игра вфутбол и т.п.
4. Давайте ребенку чувство защищенности и уверенности в вас. Удетей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше верыв себя. Невидимая родительская защита будет сопровождать ребенка влюбой обстановке и ситуации, потому что ребенок будет знать, что всложный момент он сможет обратиться к маме и папе за помощью.
5. Будьте с ребенком в равных дружеских отношениях. Ребенокнуждается в полноценном общении с родителями. Ему необходимоделиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Старайтесьвнимательно выслушивать ребенка. Поощряйте его, когда он задаетвопросы, и сами задавайте их. Проявляйте как можно больше интересак тому, чем живет ваш ребенок. Таким образом, он будет чувствовать,что он интересен родителям, а значит и окружающим.
6. Не делайте ребенка центром Вселенной. Ребенок, которого опекают иограждают от трудностей, очень быстро привыкает к такомуположению вещей. В дальнейшем он будет с трудом обходиться безродителей, что не может не отразиться на его самооценке. Онпревратится в настоящего домашнего тирана, а это будет мешать егообщению с другими людьми, которым он также будет стремитьсянавязать свою волю.
7. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность ошибаться.Не навязывайте детям свои мнения и решения. Ребенок – это маленькаяличность, со своими интересами, желаниями, возможностями, и ондолжен проживать свою жизнь (а не вашу) и иметь право на ошибки.Ведь на ошибках, как известно, учатся. Главное, чтобы ребенок осозналсвою ошибку, нашел путь, как её исправить, а в дальнейшем смог еёпредупредить.
8. Поощряйте самостоятельность ребенка. Не делайте за ребенка то,что он может сделать сам. Если ребенок не просит вас о помощи,предоставьте ему возможность самому решать свои проблемы. Но есливы видите, что без вас не обойтись, помогите ребенку: посоветуйтенесколько вариантов выхода из сложившейся ситуации, вместеподберите наиболее оптимальный вариант, направьте действия ребенкав нужное русло. При необходимости (вашего ребенка обижает старшийребенок) прибегните к конкретным действиям. Так ребенок будетучиться разбираться и искать пути решения возможных ситуаций, а нестанет избегать неудач и уходить от проблем. И помните,самостоятельный малыш не значит одинокий.
9. Не сравнивайте своего ребенка с другими (не важно, в чью пользуидет сравнение). Лучше научите ребенка сравнивать себя«сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего».Тогда ребенок будет соревноваться только сам с собой, а это всегдавыигрышный вариант. Учите ребенка самому оценивать свои поступки,а не прислушиваться к чужому (пусть даже и родительскому) мнению.Если вы хвалите ребенка, то похвальба должна быть адекватной,стимулирующей и поддерживающей.
10. Не вешайте ярлыки. Оценивайте не личные качества ребенка, а егопоступки. Не ребенок «плохой», а он поступил плохо. Объясняйтеребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Не говорите сыну, чтонастоящие мужики не плачут (разве они не плачут?). Не жалуйтесьродственникам, что ваш ребенок несносный, глупый, неуправляемый.Если вы сами не верите в своего ребенка, то как он сам в себя поверит?
11. Давайте ребенку самостоятельные задания и поручения. Тогдаребенок будет чувствовать себя востребованным и ценным. Для началазадания должны быть доступными и посильными ребенку, постепенноусложняющимися. Не вмешивайтесь в их выполнение, неконтролируйте (по крайней мере, явно) и не переделывайте на глазах уребенка то, что у него не получилось. Позвольте малышу оказывать вампосильную помощь. Чем чаще вы будете предоставлять ему этувозможность, тем скорее он сможет сделать реальный вклад в делосемьи.
12. Побуждайте ребенка доводить начатое дело до конца. Это будеторганизовывать ребенка, а иначе он привыкнет перескакивать с одногодела на другое. Если объем выполняемой работы большой, учитеребенка делить дело на несколько этапов и постепенно выполнять их.
13. Научите ребенка общаться со сверстниками. Вхождение в детскийколлектив не всем детям дается просто. Поэтому еще до поступления вшколу у ребенка должна быть накоплена определенная «база» общения.Первый коммуникативный опыт ребенок естественно получает в семье.В дальнейшем уже на детской площадке он учится взаимодействовать сровесниками: покажите ребенку, как подойти к другому ребенку, какприсоединиться к играющим детям, предлагайте свои игры, в которыемогут быть включены и другие ребятишки. Желательно, чтобы впредлагаемой вами игре вашему ребенку досталась ведущая роль.
14. Конечно, поддерживайте и придавайте уверенность ребенку всвоих силах. Обращайтесь с ребенком уважительно, даже если он неправ. Крики и одергивания приносят мнимый эффект и приводят котчужденности между родителями и детьми. Если ребенок постоянновынужден подчиняться вашей злости и силе, в его душе копиться обидаи негативные чувства, он становиться боязливым и стеснительным,либо, наоборот, неуправляемым и агрессивным.
15. Изучайте с ребенком его родословную. Расскажите ребенку, кем были
его бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Ребенок будет ощущать себя не отдельной былинкой, а значимым членом большой семьи, сопричастным ко всему миру.
Психологические особенности младшего школьника
Начало обучения в школе – один из
наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого
события, ждут одновременно с радостью и волнением.
— Ты помнишь, как первый раз пошел в
школу? Какие у тебя были чувства?— У меня такие… взволнованные были чувства. Меня там еще до школы учили, как надо цветы давать. Я вместо цветов брал зонт. И я маме давал как учительнице. У меня все не получалось. Я так взволновался, что всю ночь не спал.
— Ты всю ночь думал, как цветы подарить?
— Да, думал, как я вообще в школу пойду. Я представлял, что там будут большие ребята, больше меня. А учительница, мне казалось, будет строгая. Сильно строгая. С указкой ходит там и за ухо будет всех поднимать.
(С Антоном восьми лет беседовала Чекунова Н.)
В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому состоянию. Помимо начала ученичества такими точками являлись рождение, взросление, женитьба (замужество), смерть. Простое сопоставление событий, которые находятся в одном ряду с началом учения, подчеркивает то значение, которое придавалось последнему в традиционной культуре.
Сегодня же, на наш взгляд, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях, можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Формирование самосознания
Наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания младших школьников. Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание – это некое единство, психологическая структура, состоящая из, различных звеньев: имя человека, его физическая сущность; потребность в социальном признании; психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности); половая идентификация. В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развиваются три звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени. Раскроем условия и динамику их развития.
Начнем с потребности в признании. Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета для детей этого возраста. Он впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе.
Когда мы вошли в здание школы, Катюша выбежала нам навстречу с криком: «А у меня сегодня три звездочки!» Когда я поинтересовалась, что они означают, Катя с важным видом принялась растолковывать систему оценок, придуманную находчивой учительницей: «Если в тетрадке все чисто и ошибок нет, то это звездочка, если ошибка или помарка — квадратик, если их много — треугольник, ну а если совсем плохо — то палочка». Потом мы отправились в раздевалку. Девочка продолжала посвящать меня в школьную жизнь: «Видишь, девочка в синей куртке — это моя подруга Маша. Она очень красиво пишет. И у нее в тетрадках одни звездочки».
(С Катей семи лет беседовала Еремян Ж.)
Вследствие этого некоторые дети
неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». А значит, возрастает
зависимость от оценок взрослых, и в первую очередь учителей. Особенно важно,
что самосознание и самооценка ребенка впервые получают жесткие основания для
своего развития, поскольку появляются четкие критерии успеваемости и поведение
в школе. Дети начинают оценивать самих себя с «официальных» позиций.
«Я хороший мальчик. Я не бегаю на перемене, помогаю дежурным убрать класс».
«Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая».
«Я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».
У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям, то есть когда он получает частые похвалы учителя и родителей.
Мне нравится учиться в школе — меня
хвалит Надежда Борисовна, у меня получается лучше других. И когда мама была на
собрании, меня тоже хвалили. И мама пришла домой очень счастливая. Моя
учительница очень хорошая. Никогда на меня не кричит. Я ее люблю.«Я хороший мальчик. Я не бегаю на перемене, помогаю дежурным убрать класс».
«Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая».
«Я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».
У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям, то есть когда он получает частые похвалы учителя и родителей.
(С Антоном семи лет беседовала Мататова П.)
У нас такая
хорошая учительница по рисованию, Ольга Ивановна. Она говорит, что у меня лучше
всех получается. А на конкурсе рисунков я второе место заняла. Ольга Ивановна
меня очень хвалила. Даже маме позвонила и поздравила.
(С Лизой девяти лет беседовала Махрова И.)
(С Лизой девяти лет беседовала Махрова И.)
Через призму собственного «у меня
получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в
целом.
В школе мне нравится заниматься
математикой. Я быстрее всех в классе решаю примеры. Правда, во втором классе
мне не нравилось, но когда я стал ходить на продленку, то быстро научился
все-все решать. Мне даже учитель говорит, что стану знаменитым математиком.(Сергей девяти лет записал, беседовала Морева А.)
Тебе нравится учиться?
Мне нравится учиться, потому что все получается и учительница хвалит.
( С Настей восьми лет беседовала Морева А.)
Мне не нравится английский, потому что ничего непонятно
( С Ирой девяти лет беседовала Арбузова Н.)
Ребенку очень важно хотя бы в чем-то,
в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может
делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство
уверенности в своих силах и возможностях.
Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи как неумение «быть хорошим».
«Я не люблю себя, потому что плохо учусь» Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи как неумение «быть хорошим».
«Я плохо читаю. Я плохой, но я могу исправиться».
Хотя поначалу у ребенка сохраняется
вера, что он сможет стать хорошим в будущем, постепенно эта вера пропадает: «Я
— плохой и исправиться не могу». Но ребенок еще хочет быть хорошим:
«Я плохой мальчик, потому что надоел учительнице и ребятам.
Я хоть и самый большой в классе, а ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но
мне не удается. Я хочу быть послушным мальчиком» «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи».
В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление: «Я плохой. Но мне это безразлично».
Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляются неуверенность в себе, стеснительность, лень, апатия, уход в фантазии или болезни — реальные или симулированные. Иногда ребенок начинает скучать по детскому саду.
В воскресенье к нам в гости приехали наши друзья с семилетним внуком Мишей. Я стала расспрашивать его о семье, о том, чем он увлекается. Он очень эмоционально и увлеченно рассказывал мне, что любит играть в компьютерные игры, описал подробно каждую из них, приглашал в гости поиграть вместе. Но когда я спросила, нравится ли ему в школе, он весь сжался и буркнул: «Нет». Я спросила:
— «А что тебе там не нравится?»
— «Не нравится и все», — ответил ребенок, еще больше зажимаясь.
— «А в садике было лучше?» — спросила я.
— «Да! Там была такая здоровская воспитательница. И мы играли. И она давала нам рисовать то, что мы хотим. Она давала нам сколько угодно бумаги, карандашей, фломастеров, и все такое яркое. Однажды мой рисунок даже на стенку повесила!» — рассказывал он.
По мере рассказа Миша все более воодушевлялся, начал улыбаться и снова потянулся ко мне.
— «Ты, наверное, очень старался, когда рисовал?» — спросила я.
— «Да не очень. А она повесила и сказала, что очень красиво. На меня все ребята смотрели, некоторые просили подарить им рисунок. Но я подарил его воспитательнице. Она очень обрадовалась»
— «Тебе бы хотелось вернуться в детский сад?»
— «Да!»
( С Мишей семи лет беседовала Трошина Е.)
Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает «ограниченную идентичность» (по Э. Эриксону: «Я есть только то, что я могу делать»). Малейшее снижение результатов учебы приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на актуальную ситуацию ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.
Я все три года
учился на одни «пятерки» и был одним из лучших. Но в прошлой четверти получил
сразу две «четверки». Это очень плохо. Я боюсь, что меня разлюбит учительница.
И ребята не будут уже так слушаться. И в играх я уже не буду главным. Ведь у
меня есть две четверки, значит я уже не самый лучший. Я буду стараться, чтобы в
этой четверти у меня были все «пять».
(С Юрой девяти лет беседовала Канахина М.)
(С Юрой девяти лет беседовала Канахина М.)
Рассмотрим особенности прав и
обязанностей младших школьников. У детей появляется сразу множество
обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на
уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашние задания и т.п. Чтобы ребенка
считали хорошим, он должен беспрекословно выполнять свои обязанности. При этом
о своих правах ребенок осведомлен гораздо меньше.
— А что ты можешь делать в школе, на
что имеешь права, что тебе разрешают?— Ага. Что я могу. Нам разрешают не пить воду из-под крана. А еще разрешают помогать ловить первоклассников, чтобы не бегали. Позволяют шутить, приносить игрушки в школу.
(С Аней десяти лет беседовала Олейник М.)
Большинство школьных обязанностей, как
правило, направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных
потребностей в игре, в движении, в общении. Обязанности, касающиеся отношений
между людьми, обычно осознаются значительно меньше. Получается, что обязанности
в представлении детей связываются в основном со школой и семьей, а права — с
улицей. В последствии это может привести к формированию стойкого негативного
отношения к школе в сочетании с потребностью полностью «раскрепощаться» на
улице.
Время младшего школьника становится более структурированным, и неизбежно меняется осознание времени. Ребенок, как и в дошкольном возрасте, устремлен в будущее, но оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действиям, не влияет на его поведение. Например, мечты о будущей профессии и т.п., как правило, не подкрепляются никакими усилиями в этом направлении.
Когда я вырасту, у меня будут длинные
волосы. Я буду высокая, буду носить костюм и папку с документами. Как моя
двоюродная сестра Анжела. Я буду работать юристом и ездить по странам. В
квартире у меня будет как во дворце; большие картины, золотые люстры, красивые
ковры.Время младшего школьника становится более структурированным, и неизбежно меняется осознание времени. Ребенок, как и в дошкольном возрасте, устремлен в будущее, но оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действиям, не влияет на его поведение. Например, мечты о будущей профессии и т.п., как правило, не подкрепляются никакими усилиями в этом направлении.
(С Дашей семи лет беседовала Волокова О.)
Я когда
вырасту, то буду банкиром и буду зарабатывать много денег.
(С Костей восьми лет беседовала Иванова М.)
— Когда я буду взрослым, у меня будет
много машин. Тань, а у тебя есть машина?(С Костей восьми лет беседовала Иванова М.)
— Нет.
— Не расстраивайся. Когда я буду взрослым, я заработаю денег и куплю тебе. Какую ты хочешь машину?
(С Димой семи лет беседовала Юдина Т.)
Я беседовала со второклассниками о том, кто кем хочет быть. Дети рассказывали поочередно. Начал Коля.
— Я хочу быть водителем трамвая
— Почему?
— Это интересно возить людей.
— Как ты себе представляешь водителя трамвая?
О— н в оранжевой жилетке. Обязательно в форме.
Тут в разговор вмешался Толя:
— Ты что! Тоже мне водитель. Ты же там в трамвае замерзнешь. И там мало платят.
— А где платят много?
— Ну, это смотря какая работа. Если будешь стоматологом, там много. А если водителем трамвая, то он с голоду помрет.
…Дети продолжали рассказывать. Наконец, когда до Толика дошла очередь, он рассказал:
— Я буду бензозаправщиком.
— Почему?
— Ты ничего не делаешь и получаешь большие деньги.
— Ты думаешь, что это легко?
— Конечно. Да там делать нечего. Стоишь и бензин заливаешь. Это же не то, что глупый водитель трамвая.
В разговор вступил Коля:
— Ну, ты че меня оскорбляешь? А у тебя бензин вдруг прольется и взорвется. А ты убежать не успеешь. Ха-ха-ха!
(С детьми семи лет беседовала Юшваева И.)
Однако в 1-м классе может наблюдаться
и ориентация на прошлое. Часть детей испытывает желание вернуться в детство.
«Хочу быть маленьким, послушать, как меня мама успокаивает»«В детском саду было лучше, там много играли»
«В детстве меня мама много-много целовала».
Появление подобных ностальгические настроений свидетельствует о нарушении адаптации к настоящему. Интересно, что ориентация на прошлое также свойственна старшим школьникам в период адаптации к новым условиям жизни, нередко она проявляется в период кризиса «середины жизни», в пожилом возрасте – при нарушении адаптации к старости.
Если младший школьник по каким-либо причинам сталкивается с ситуацией смерти близких людей, то у него может сформироваться страх собственной смерти, который внешне открыто не проявляется, но будет заметен при углубленном диагностическом обследовании.
У меня есть
бабушка, которую я очень люблю, ее зовут баба Галя. У нее всегда очень вкусные
пирожки, и она любит нас с мамой. Но сейчас она болеет и лежит в больнице. Мы с
мамой ее навещаем. Мама говорит, что бабы Гали может скоро не стать. Как же
так? Получается, что и мамы может не стать, и меня? А если нас всех не будет,
кто же останется? И зачем тогда все надо, если никого не будет?
(С Наташей семи лет беседовала Морозова Н.)
(С Наташей семи лет беседовала Морозова Н.)
Важным в этот период является и
процесс осознания ребенком своего имени, достаточно вспомнить, какое значение
имени человека придавалось в традиционной культуре. В современной школе ребенка
чаще всего называют по фамилии, что негативно сказывается на его отношении
ребенка к самому себе.
Завершая обсуждение структуры самосознания младших школьников, хотелось бы подчеркнуть, что систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований.
Отношения с родителями
Теперь рассмотрим изменения в общении ребенка с родителями, которые характерны для начального периода обучения ребенка в школе. Можно сказать, что в это время родители как бы становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются школой. Как отмечает А.И. Луньков (1995), если родитель понимает сущность изменений в ребенке, то статус ребенка в семье повышается, и он включается в новые взаимоотношения. К сожалению, чаще отношения между ребенком и родителями становятся более конфликтными.
— Здравствуй, Миша.Завершая обсуждение структуры самосознания младших школьников, хотелось бы подчеркнуть, что систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований.
Отношения с родителями
Теперь рассмотрим изменения в общении ребенка с родителями, которые характерны для начального периода обучения ребенка в школе. Можно сказать, что в это время родители как бы становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются школой. Как отмечает А.И. Луньков (1995), если родитель понимает сущность изменений в ребенке, то статус ребенка в семье повышается, и он включается в новые взаимоотношения. К сожалению, чаще отношения между ребенком и родителями становятся более конфликтными.
— Здрасьте.
— Чем занимаешься?
— Уроки делаю. Надоело. Я не успеваю прийти из школы, а меня все ругают и заставляют целый день делать уроки.
— А ты не хочешь?
— Я хочу гулять с мальчишками во дворе. Хочу играть в футбол. Я хочу стать футболистом. Но из-за этих уроков… — Миша заплакал и убежал в другую комнату.
(С Мишей семи лет беседовала Орлова М.)
…Ненавижу,
когда бабушка с мамой заставляют меня делать уроки. Прихожу с продленки, хочу
спать. А они требуют. Чтобы я все сделала. Иногда плачу из-за этого.
(С Аней восьми лет беседовала Разживина А.)
(С Аней восьми лет беседовала Разживина А.)
У родителей может актуализироваться
собственный страх перед школой. Корни этого страха лежат в коллективном
бессознательном, так как появление учителей на социальной арене в древности
было знаком того, что родители не всемогущи, их влияние ограниченно.
Следует также иметь в виду, что многие современные родители стремятся удовлетворить свое социальное честолюбие через школьную успешность ребенка. Становится престижным не только иметь загородный дом и иномарку, но и ребенка, который учится в гимназии, лицее, дорогой частной школе или, в крайнем случае, в классе с каким-нибудь уклоном и обязательно на «пятерки». Соответственно ребенок обязан достигать успехов, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Успешность награждается любовью, неуспешность приводит к ее лишению.
Следует также иметь в виду, что многие современные родители стремятся удовлетворить свое социальное честолюбие через школьную успешность ребенка. Становится престижным не только иметь загородный дом и иномарку, но и ребенка, который учится в гимназии, лицее, дорогой частной школе или, в крайнем случае, в классе с каким-нибудь уклоном и обязательно на «пятерки». Соответственно ребенок обязан достигать успехов, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Успешность награждается любовью, неуспешность приводит к ее лишению.
…Я недавно
получила «двойку» по контрольной. Мама со мной поссорилась. Я в последнее время
стала часто приносить «двойки»! Мы с мамой как бы удаляемся друг от друга,
потому что наши отношения зависят от того, как я учусь. Если я получу «пять»,
мы с ней разговариваем, вместе гуляем с собакой. А если получу «два», мы с ней
как чужие. Мне становится обидно, так как хотелось бы, чтобы у нас всегда были
дружеские отношения.
(с Машей девяти лет беседовала Доронина М.)
(с Машей девяти лет беседовала Доронина М.)
Такого ребенка часто можно узнать по
одежде: он одет, как кукла, не всегда в удобную, но обязательно дорогую одежду.
Получается, что он вынужден жить желаниями своих родителей, а не своими. Однако
наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования
не соответствуют возможностям ребенка. Она становится фактором риска и может
привести к нарушениям психологического здоровья.
На взаимоотношения с родителями помимо школы влияет переход ребенка в так называемый латентный возрастной период. Происходит разочарование в родителях, их идеальный образ развеивается. Признаком этого процесса становится появление детских фантазий, в духе «семейных романов» — ребенок считает, что он не родной, а усыновленный. Следует отметить возможные осложнения этого периода: возможно, падение интереса к школе, появление школьных страхов и тоски по дому. Кроме того, усталость детей вследствие школьных перегрузок может приводить к регрессивному поведению. Они начинают вести себя как маленькие дети, отвечают агрессивными выпадами или требуют нежности и ласки. Такие проявления – нормальные защитные реакции, помогающие снять усталость, но если регрессии проявляются регулярно, они могут перерасти в патогенные факторы (вызвать агрессивность, плаксивость). Таким образом, от родителей требуется чуткость и понимание потребностей детей, в противном случае становится вероятным развитие тех или иных нарушений психологического здоровья.
В младшем школьном возрасте дети начинают постепенно оценивать реальные качества своих родителей, а к концу 4 класса в преддверии подросткового возраста у них может появиться желание спорить с родителями, действовать наоборот.
На взаимоотношения с родителями помимо школы влияет переход ребенка в так называемый латентный возрастной период. Происходит разочарование в родителях, их идеальный образ развеивается. Признаком этого процесса становится появление детских фантазий, в духе «семейных романов» — ребенок считает, что он не родной, а усыновленный. Следует отметить возможные осложнения этого периода: возможно, падение интереса к школе, появление школьных страхов и тоски по дому. Кроме того, усталость детей вследствие школьных перегрузок может приводить к регрессивному поведению. Они начинают вести себя как маленькие дети, отвечают агрессивными выпадами или требуют нежности и ласки. Такие проявления – нормальные защитные реакции, помогающие снять усталость, но если регрессии проявляются регулярно, они могут перерасти в патогенные факторы (вызвать агрессивность, плаксивость). Таким образом, от родителей требуется чуткость и понимание потребностей детей, в противном случае становится вероятным развитие тех или иных нарушений психологического здоровья.
В младшем школьном возрасте дети начинают постепенно оценивать реальные качества своих родителей, а к концу 4 класса в преддверии подросткового возраста у них может появиться желание спорить с родителями, действовать наоборот.
Я хочу, чтобы
дети были как взрослые, а взрослые — как дети. Тогда бы я командовала: «Выпрями
спину, одевай капюшон, когда гуляешь. Уроки быстрей учи».
( С Люсей девяти лет беседовала Котова Е.)
( С Люсей девяти лет беседовала Котова Е.)
Сына в
последнее время как будто подменили. Раньше был такой ласковый, добрый, во всем
меня слушался. А теперь не ребенок, а комок негативных эмоций. С отцом
постоянно спорит. Пытается доказывать свою правоту. Стал краснеть и
отворачиваться, когда я его целую, особенно в присутствии посторонних. А
приходя из школы, каждый раз разбрасывает свои вещи. И на мои просьбы убрать
отвечает с раздражением, что уберет позже. Тем самым он как будто пытается
сделать мне вызов своим поведением. Я в ответ не могу сдержаться и начинаю на
него кричать. В результате ничего хорошего из этого не выходит.
(С мамой Сережи девяти лет беседовала Лисова К.)
Я еще я хочу быть хорошей девочкой.
Когда я вырасту, я не проколю себе в носу сережку.(С мамой Сережи девяти лет беседовала Лисова К.)
(С Лизой восьми лет беседовала Серякова К.)
Отношения с учителем
Но особо значимы для младшего школьника взаимоотношения с учителем. На него изливается часть любви, которая отрывается от родителей (особенно в первом классе). Можно сказать, что ребенок обожествляет учителя, считает его совершенством. Учитель, по его мнению, знает и умеет абсолютно все, не должен иметь никаких недостатков.
— Ты знаешь какую-нибудь смешную игру?
— Даже не знаю. Надо подумать.
— Ты должна все знать.
— Почему?
— Ты же на учительницу учишься. Значит, должна знать все и обо всем.
— Но все и обо всем знать невозможно.
— А ты должна!
( с Ирой девяти лет беседовала Арбузова Н.)
— Как ты думаешь, как училась твоя учительница?
— Она лучше всех училась. Она много знает и нам рассказывает.
(с Олей восьми лет беседовала Малышева Е.)
Часто учитель становится для ребенка
объектом подражания. Он замечает мельчайшие детали прически, одежды любимого
учителя и даже типичные жесты и позы.
А еще у нашей
учительницы на пальце кольцо с часами. Я у мамы прошу купить такое же. А она
говорит, что я маленькая. Ну, какая же я маленькая? Я уже во второй класс хожу.
А еще она все время с распущенными волосами ходит. Я тоже так хочу. А нам в
школе не разрешают, заставляют в бантиках ходить.
(С Катей семи лет беседовала Баранова Л.)
— Тебе нравится учиться?(С Катей семи лет беседовала Баранова Л.)
— Очень. Так интересно с Еленой Вячеславовной. Я когда вырасту, буду учительницей, как она.
(С Ритой семи лет беседовала Тараскина К.)
Учитель во многом определяет мнения,
стремления младшего школьника. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников,
школьную жизнь.
Мне не нравится в школе, что мальчишки
Анну Павловну расстраивают. Надо, чтобы все были хорошие и послушные.(С Дашей семи лет беседовала Волокова А.)
Учительницы должны быть серьезными. И они так говорят, чтобы все обращали внимание только на нее, ни на что больше. На доску. На нее. Все! Больше ни на кого! Кто входит — должны вставать. Не встанут — значит такой класс невнимательный. Вот так вот.
(С Антоном восьми лет беседовала Чекунова Н.)
Поэтому оценка учителя для ребенка
особо значима; она может способствовать формированию у него уверенности в себе
или же, наоборот, чувства собственной неумелости, беспомощности. Последнее
может порождать у ребенка обиду и даже злость.
Мне в школе хорошо, правда по утрам
приходится рано вставать. Но зато меня вчера учительница похвалила. Я первый в
классе задачу решил.(С Витей семи лет беседовал Телепов А.)
— Тебе нравится в школе?
— Да, нравится. У нас такая учительница хорошая. Она меня все время хвалит.
— У тебя, наверное, все получается?
— Да, почти все. Вот только в прописи некоторые буквы плохо получаются. Но я стараюсь их красиво писать. И учительница говорит, что скоро они у меня тоже получатся.
(С Викой семи лет беседовала Кормилицына М.)
— Сережа, ты был сегодня в школе?
— Был.
— Ну и как там?
— Мы там лепили сегодня… А математичка просто какая-то тупая. Она знаешь, что сделала? Она нам целых три упражнения задала. Я не буду их делать! Она плохая! Ее никто не любит! Она всех достала! Не буду ничего делать. А ее убил бы. Если бы у меня пистолет был бы. Таких не должно быть!
(С Сережей восьми лет беседовала Никитина О.)
Действительно, учитель, с одной
стороны, любим, уважаем, но с другой, нередко внушает страх, являясь источником
столь болезненно переживаемой ребенком оценки. В норме в младшем школьном
возрасте начинают активно развиваться социальные страхи: страх не
соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то
не так, опоздать и т.п.). Появляется опасность перерождения нормальных страхов
в невротические, и первым признаком этого можно назвать появление страха перед
учителем.
Необходимо помнить также, что в младшем школьном возрасте должна произойти дифференциация значимых фигур. Началом этого процесса (обычно это начинается во втором классе) является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
— Как дела в школе, Стас?Необходимо помнить также, что в младшем школьном возрасте должна произойти дифференциация значимых фигур. Началом этого процесса (обычно это начинается во втором классе) является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
— Никак…плохо…опять эта дура-учительница меня наругала. Не понимаю, за что она меня ненавидит. Все хихикают. А замечание только мне делает. Какая же она бестолковая, прибить мало! А еще она ко мне на перемене сегодня приставала: «Стас не бегай! Стас, не бегай!» А я знаю, она мне просто завидует. Она толстая и как я бегать не умеет. А если она побежит, то у нас в школе пол провалится.
— Сегодня вам много задали?
— Нет или да, не знаю. Но сегодня я делать ничего не буду. Я в отпуске и ты ко мне с уроками не приставай. (Стас грозно на меня посмотрел.) О, забыл сказать. Сегодня я на физкультуре самый первый прибежал. Все девчонки на меня смотрели, даже Катя!
— Тебе же Вика нравилась?
— Я ошибся. Вика — дура. Она вчера «тучу» получила. Она тупая. А Катька — так себе. Она похуже меня учится. Но ничего, она «тучи» не получает.
Стас задумался и замолчал, а потом почти шепотом сказал мне:
— Смотри, там бабушка идет с большими сумками. Хоть учительница и дура, но старым надо помогать, тут я с ней согласен.
(Со Стасом семи лет беседовала Гадалова Л.)
Таким образом, для сохранения
психологического здоровья ребенка необходимо помочь ему избежать развития
страха перед учителем, помочь увидеть учителя как обычного человека со своими
достоинствами и недостатками, и как следствие этого — принять его.
Отношения со сверстниками
Насколько важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками? С одной стороны они во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И, наоборот, отвергаемый педагогом ребенок вероятнее всего станет классным изгоем.
— Кать, а у вас в классе все ребята хорошие?Отношения со сверстниками
Насколько важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками? С одной стороны они во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И, наоборот, отвергаемый педагогом ребенок вероятнее всего станет классным изгоем.
— Нет, есть и бестолковые, ну, например, Васька Лисицын.
— А почему ты считаешь, что он бестолковый?
— Ну, это его так учительница называет.
— А почему?
— А у него в тетрадках сплошная грязь, и почерк ужасный, читать невозможно.
(С Катей семи лет беседовала Еремян Ж.)
С другой стороны, младшие школьники —
это все еще дети, которым необходимо играть. Поэтому невозможность пообщаться,
а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро.
— А в какие игры вы играете?— Да в разные. В прятки. Вчера в дочки-матери играли. На резиночках прыгали. А еще в школу играем. Только Танька-двоечница ничего не знает, а еще хочет учительницу играть.
(С Катей семи лет беседовала Баранова Л.)
Однажды на
продленке мы устроили себе на дереве наблюдательный пункт: набрали досок,
коробок, прикрепили их к веткам. Один пацан принес из дома бинокль, и мы
наблюдали за прохожими.
(С Вовой десяти лет беседовала Слученкова О.)
— А во что вы сейчас девочками
играете?(С Вовой десяти лет беседовала Слученкова О.)
— В дочки-матери. Я — мама, я забочусь о своих девочках.
— А папа в вашей игре есть?
— Нет, папы у нас нет. Да и не нужен он нам. А зачем? Я и сама со всем справлюсь. Я — богатая мама.
(С Юлей восьми лет беседовала Иванова О.)
Примерно со второго-третьего класса
дружба между детьми начинает постепенно освобождаться от влияния взрослых. Дети
оценивают привлекательность сверстников уже по собственным критериям.
У меня в классе
есть один мальчик, который все время дергает Марину за косички. А ей больно. Я
за нее заступилась. Дала ему сдачи, а он расплакался. Зато теперь он к Марине
не пристает. Но я же правильно сделала, ведь она моя лучшая подруга.
(С Лизой восьми лет беседовала Орлова И.)
— С кем ты дружишь в школе?(С Лизой восьми лет беседовала Орлова И.)
— Ну, конечно, с мальчишками, так как девчонки совсем не то.
(С Кириллом семи лет беседовала Солдатова Е.)
Общение происходит в основном в
однополых группах: девочки с девочками, мальчики с мальчиками. Хотя детский
игровой интерес к противоположному полу сохраняется, включая в себя любопытство
к половым органам друг друга.
— Привет. Костик.— Привет. Знаешь, Маш, я тебя люблю…еще я, правда, люблю другую Машку, Женьку. Ну, тебя сильнее. Вот вырасту и женюсь на тебе.
— Ты что, я уже буду старая для тебя.
— Ничего не старая. Женюсь и все. Прикинь, мою мамку как-то в школу вызывали.
— А что ты натворил?
— Ты что? Нет. Я просто с девчонками целовался. Только не думай, что в щечку, нет. По-настоящему.
— Кто же тебя научил?
— Никто. Я в кино видел. Хочешь, покажу?
(С Костей восьми лет беседовала Иванова М.)
— Когда мы на физкультуре раздеваемся, мальчишки всегда подглядывают. А почему бы нам не посмотреть? …Я мальчиков голыми видела. Когда проходила мимо раздевалки, там на корточках сидел голый мальчик.
(С Юлей восьми лет беседовала Никитина С.)
И в заключение обсуждения факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте хочется упомянуть одну из важнейших проблем — проблему сохранения «внутреннего Ребенка». Преобладание в традиционной системе школы обучения по образцам, поощрение значимыми взрослыми в ребенке «взрослых качеств» и наказание «детских» может привести к потере контакта с «внутренним Ребенком». Однако, по мнению К. Юнга, именно Ребенок прокладывает путь к будущему преобразованию личности, синтезирует противоположности (качества характера) и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет «видеть сердцем». Потеря контакта со своим «внутренним Ребенком» может обернуться не только существенными нарушениями психологического здоровья, но и приведет к снижению способности к творчеству и продуктивности. Именно об этом писал Антуан де Сент-Экзюпери, когда рассказывал о летчике, показывавшем всем своим знакомым рисунок удава, проглотившего слона. Он задавал всем один и тот же вопрос: «Что изображено на рисунке?» Но все отвечали стандартно: «Шляпа». И летчик прятал рисунок обратно.
Действительно, многие взрослые забыли о существовании Ребенка в себе, расплачиваясь за это потерей вкуса, радости к жизни. Поэтому взрослым имеет смысл начать с себя, а потом бережно поддерживать искреннего, спонтанного, интуитивного Ребенка в наших детях.
О. Хухлаева
Игры и задания для развития мелкой моторики руки
|
|||
Вы
хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и аккуратно писал?
Для
этого необходимо развивать его мелкую моторику, то есть координированные
движения мелких мышц, составляющих кисть руки.
Задания на штриховку, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам, обведение
контуров направлены на отработку начальных графических навыков и правильную
постановку руки.
При выполнении заданий следите за тем, чтобы ученик не выходил за контуры
фигур. Обратите внимание на то, как сидит ребенок во время занятий, правильно
ли держит карандаш или ручку, рисует ли он слева направо, не переворачивает
ли тетрадь.
Помните!
Развитие
мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в
целом!
|
Штриховка
|
Выполни штриховку в направлении, указанном стрелочкой. Линии должны
находиться на одинаковом расстоянии друг от друга.
|
Обведение контуров
|
Обведи
рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
|
Рисование узоров по клеточкам
|
Продолжи графический узор.
|
Раскрашивание картинки
|
Раскрась картинку. Старайся не выходить за контуры рисунка.
|
Развитию мелкой моторики способствуют также:
|
·
Занятия с
пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом,
конструктором;
·
Нанизывание бус,
бисероплетение;
·
Выкладывание из
спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
·
Одновременно левой
и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
·
Рисование по
трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
·
Рисование по
точкам, пунктирным линиям;
|
Массаж рук (проводится сначала на одной руке, затем на
другой):
|
1.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2.
Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3.
Упражнение "Сорока-белобока"
4.
Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5.
Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6.
Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7.
Интенсивное растирание каждого пальца
8.
Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных
сторон
9.
"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их
одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.
10.
"Пальчики здороваются"
11.
Повторить первое упражнение.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий