ОБРАЗОВАНИЕ- 2023. ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ЭТО АКТУАЛЬНО!

 СОДЕРЖАНИЕ

1. Закон о введении единых общеобразовательных программ в школах

2. Санитарные правила и гигиенические нормативы к организации образовательного процесса в начальных классах

3.Что такое домашнее задание – разъясняет Минпросвещения РФ

4.Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» начинает работу

5.Утверждены Федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования

6. Минпросвещения рекомендовало школам применять единые подходы к системе оценивания

7. ФОП и ПООП: сравнение документов.

8.Федеральные образовательные программы

9. Каким будет 2023 год — Год педагога и наставника

10. Играть в русскую лапту научат в школе

11. К ВПР-2023 будьте готовы!

12. Как новые регионы будут интегрироваться в образовательное пространство России

13. 1 апреля 2023 года начинается прием заявлений о зачислении детей в 1 класс

14. Система оценивания знаний школьников – важнейший элемент образовательного процесса

15. Рособрнадзором разработаны перечень мероприятий по оценке качества образования и правила их проведения

16. Как выстраивать систему оценки достижения учениками планируемых результатов освоения ООП – методические рекомендации Минпросвещения России

17Выпустили рекомендации об организации работы групп продленного дня

_____________________________________________________________

17Выпустили рекомендации об организации работы групп продленного дня

Минпросвещения направило методические рекомендации по работе групп продленного дня (письмо от 10.04.2023 № 03-652). Ведомство подготовило документ на основе анализа результатов мониторинга групп продленного дня в регионах РФ и с учетом потребностей родителей.

Деятельность ГПД включили в образовательный процесс – теперь школы вместе с присмотром и уходом будут проводить в группах продленного дня внеурочную деятельность. А еще в ГПД введут воспитание, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия для детей и просветительскую работу для родителей.

Школам предложили придерживаться единых подходов к организации ГПД. В рамках ГПД школы должны реализовать пять функций:

организовать присмотр, уход и самоподготовку учеников;

реализовать внеурочную деятельность по ФГОС в рамках режима работы группы;

создать условия для развития творческих способностей школьников;

проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учеников;

вести просветительскую деятельность вне рамок образовательных программ, например организовать в группе стенды или уголки для санитарного, психологического, научного, политического, экономического и художественно-эстетического просвещения родителей.

Прописали модель организации деятельности в ГПД. Школы могут открывать группы в первой или второй половине дня: в рекомендации включили режим работы групп для первой и второй половины дня. При этом обучение 1-х, 5-х и 9–11-х классов и классов для детей с ОВЗ проводится в первую смену. Также конкретизировали содержание видов деятельности в ГПД и показали, как распределить время по направлениям работы.

Чтобы перестроить работу ГПД по рекомендациям Минпросвещения, школам придется внести изменения в локальные акты, обеспечить условия для организации ГПД и включить деятельность ГПД в методическую работу школы. Работать в продленке должны только квалифицированные специалисты – учителя, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари. К просветительской работе патриотической, нравственной и экологической направленности можно привлечь советника по воспитанию, учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев.

Источник: письмо Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652.



16. Как выстраивать систему оценки достижения учениками планируемых результатов освоения ООП – методические рекомендации Минпросвещения России

Мнпросвещения России утверждены  Федеральные основные образовательные программы (ФООП) начального общего, основного общего и среднего общего образования, на которые школы начнут переходить с 1 сентября 2023 года. Целевой раздел ФОП каждого уровня  включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

 Минпросвещения письмом от 13 января 2023 г. N 03-49 направило в регионы для использования в работе  Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее –Рекомендации).

Согласно Рекомендациям, установленная ФГОС общего образования система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях. Отмечается, что ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке является единым механизмом управления качеством образовательных результатов.

Согласно Рекомендациям, система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки

Процедуры внутренней оценки по учебным предметам включают:

текущую оценку;

промежуточную аттестацию;

стартовые (диагностические) работы;

комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов;

портфолио.

Внутреннее (внутришкольное) оценивание регулируется локальными актами образовательной организации (положением).

К процедурам внешней оценки относятся:

государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования);

всероссийские проверочные работы;

мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.

Рекомендовано  при реализации форм внутреннего оценивания на всех уровнях общего образования внедрение критериального оценивания.

Под критериальным  оцениванием  в Рекомендациях понимается  процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся.

Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность:

учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса,  для коррекции методических процедур по достижению высокого качества обучения;

для обучающихся — понимание учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности;

родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.

В Рекомендациях разъясняются  особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

Так, согласно Рекомендациям, целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является предметом специальной работы в будущем.

Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах, поэтому процедуры оценки, как правило, тесно связаны с процедурами и содержанием оценки предметных результатов. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Оценка предметных результатов традиционно ведется каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Рекомендовано в процессе освоения знаний включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа результатов обучения: листы самооценки и другое.

В рекомендациях разъяснены особенности  оценки функциональной грамотности. Функциональная грамотность понимается  как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования, проявляемая в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни (читать в блоге «Опубликован открытый банк заданий для оценки читательской грамотности»).

Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

Для оценки функциональной грамотности рекомендовано использовать специальные комплексные задания, в которых описывается жизненная проблемная ситуация, понятная ученику, использовать разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др., предлагать ученикам задания, в которых допускаются альтернативные подходы к выполнению, или задания, которые требуют осознанного выбора модели поведения.

Как сказано в Рекомендациях, решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения принимает администрация образовательной организации.

В письме Минпросвещения также информируется,  что методические рекомендации по единой системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ учебных предметов в рамках введения ФООП будут направлены дополнительно.

Источник:

Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 (rulaws.ru)


15. Рособрнадзором разработаны перечень мероприятий по оценке качества образования и правила их проведения

На Интернет-портале проектов нормативных правовых документов опубликован подготовленный Рособрнадзором проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и правил их проведения» (далее -проект).

Согласно проекту, в Перечень мероприятий по оценке качества образования предусмотрено включить:

1.Национальные исследования качества образования (НИКО);

2.Международные исследования качества общего образования (МИКОО);

3.Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (ВПР);

4.Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ‎по образовательным программам среднего профессионального образования (ВПР СПО);

5. Оценка функциональной грамотности (ОФГ).

Как сказано в проекте, мероприятия проводятся в целях развития единого образовательного пространства, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования, осуществления мониторинга системы образования,  совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.

Правилами определены участники и порядок проведения мероприятий. В частности, согласно Правилам,  расписание мероприятий утверждается Рособрнадзором,  разработка заданий – уполномоченной подведомственной Рособрнадзору организацией либо организацией, определяемой на контрактной основе.  

При проведении мероприятий  должно быть обеспечено  присутствие независимых наблюдателей, не имеющих личной заинтересованности (прямой или косвенной), которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление наблюдения в целях обеспечения соблюдения порядка проведения мероприятия.

Для выполнения технических действий, связанных с проведением мероприятий, привлекаются  технические специалисты.

Выполнение заданий осуществляется на компьютере ‎с использованием электронных форм с интерактивными элементами для ввода ответов, за исключением ВПР. Участники ВПР выполняют задания на бумажном носителе‎, но образовательной организацией предоставляется альтернативная возможность выполнения участниками ВПР работ на компьютере по отдельным учебным предметам.

Результаты обрабатываются подведомственной Рособрнадзору и уполномоченной  им организацией  либо организацией, определяемой на контрактной основе,  и размещаются в личных кабинетах в ФИС ОКО.

Согласно проекту, Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник:

Нормативные правовые акты — Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения (regulation.gov.ru)



14. Система оценивания знаний школьников – важнейший элемент образовательного процесса

О чем больше всего говорят учителя и родители на родительских собраниях, учителя в учительской и на педсоветах, что больше всего их волнует? Конечно, это оценки и отметки детей. Нередко школьные отметки являются причиной конфликтов в школе и в семье, определяют  престиж школы среди родителей и вышестоящего руководства.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Образовательные организации устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

В процессе обучения учителю необходимо знать как его ученики усваивают преподносимый им  материал, научил ли он их тому, что требует образовательная программа по предмету, соответствуют ли их знания и навыки ФГОС, правильно ли он выбрал методические приемы, пособия, учебник и что надо подкорректировать, чтобы улучшить качество обучения школьников. С этой целью учитель осуществляет проверку и оценку подготовки обучающихся: проводит устные опросы, тесты, письменные контрольные, самостоятельные, практические и др. работы.

Результаты проверки оцениваются учителем: словесно — дается  характеристика  знаний школьника (оценка), и количественно — оценивается степень освоения учащимся образовательной программы цифрой или  в баллах (отметка). Следовательно, оценка и отметка, которые порой   используются как синонимы,– это не одно и то же:

оценка  – это  словесная характеристика, показывающая  правильность, глубину, объём знаний и умений школьника;

отметка – это цифра, количество баллов, которые выставил учитель на основе принятой системы оценивания, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы, выставляемая  учителем в классный журнал.

Например, в российских школах принята пятибалльная система оценивания, на  ЕГЭ  100 — балльная шкала, которыми устанавливается некоторый минимальный порог (базовый уровень): при пятибалльной системе это «тройка», при 100-балльной минимальные баллы  по предметам  устанавливает Минпросвещения России.

В мире существует множество шкал оценивания знаний: например, в Греции, Франции, Иране, Ливане — 20-балльная; в Турции, Ираке, Сирии, Индии – 100 – балльная; в Америке, Швеции, Бразилии, Монголии – буквенная; в Китае,  Японии – смешанная из букв и процентов.

Поскольку  отметки без оценки не бывает, поэтому учитель перед тем, как поставить ученику отметку, должен дать ей словесную характеристику: вначале отметить положительное, потом — недочеты, дать советы, перспективы, выразить надежду. Это  делается как по результатам устного опроса, так и при  анализе (разборе) письменной работы. К сожалению, не всегда так получается, что порой провоцирует конфликтные ситуации.

При  оценивании  учитель обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем уровня знаний обучающегося относительно определенного эталона, класса в целом, себя самого в предшествующий период. При этом бывает не исключена и субъективность.

Для того, чтобы у учителей был единый концептуальный подход в оценивании результатов достижения обучающимися планируемых результатов, в школе должна быть выстроена система оценки, регламентированная соответствующими школьными  локальными актами.

Результаты освоения школьниками образовательных программ необходимы не только учителю, но и администрации школы (внутренняя оценка), и управленцам разных уровней (внешняя оценка): они используются для управления качеством образования, для аккредитационных процедур.

Некоторые  учителя и родители предлагают ввести  безотметочное обучение. Другие считают, что отменить отметки можно, но отменять оценку как инструмент процесса обучения  проблематично, потому что оценка позволяет:

— учителю  понять, как усваивается учениками материал,  определить эффективность используемых методов и технологий,  установить причины затруднений у учеников и осуществить необходимые корректировки образовательного процесса;

— школьнику  понять, что надо сделать, чтобы быть аттестованными по предмету. воспитывает у него ответственность за свои результаты, мотивирует к обучению;

— родителям  видеть степень  школьных успехов ребёнка, его  мотивацию к обучению, в какой помощи он нуждается.

Таим образом, система оценки результатов образовательного процесса является  важнейшим его элементом, так как позволяет проводить оценивание качества освоения обучающимися образовательных программ и управлять качеством образования.

Источник:

Федеральные образовательные программы ФОП НОО ФОП ООО,  ФОП СОО


13. 1 апреля 2023 года начинается прием заявлений о зачислении детей в 1 класс

В соответствии с п.17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 с последующими изменениями,  1 апреля начинается приём заявлений о зачислении в 1 класс  детей,  имеющих  внеочередное,   первоочередное и  преимущественное право, а также детей,  проживающих на закрепленной территории.

Важно! Прием заявлений будет осуществляться  по 30 июня,  а зачисление — в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений. Таким образом, подать заявление о приеме в 1 класс можно в любое время по 30 июня и очередность подачи заявления на этом этапе не имеет значения.

Если родители хотят записать ребенка в школу не по месту жительства, то это они могут сделать при наличии в  школе  свободных мест  с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

Важно! Зачисление осуществляется по мере подачи заявлений. Поэтому надо следить за информацией о свободных местах на сайте школы, ибо школы,  закончившие прием всех указанных выше детей, вправе  осуществлять прием детей в 1 класс, не проживающих на закрепленной территории, ранее 6 июля.

Подать заявление в школу можно одним из способов:

лично пойти в школу с заявлением;

отправить заявление по почте письмом с уведомлением о вручении;

направить заявление  через информационную систему школы или отослать файл на электронный адрес школы;

через региональные информационные системы;

через портал госуслуг.

Образец заявления размещается на информационном стенде и официальном сайте школы в сети Интернет.

Важно! При приеме на обучение выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) детей (указывается в заявлении).

Факт приема заявления и поданных документов подтверждается  соответствующим документом за подписью лица, ответственного за прием заявлений и документов.

Школа обязана ознакомить родителей  со своим уставом,  лицензией на осуществление образовательной деятельности,  свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. В школе может быть школьный локальный акт о порядке приема в школу. С этими документами можно также ознакомиться и на сайте школы.

Отказать в приеме школа может лишь при отсутствии свободных мест. В этом случае родителям следует обратиться в местный орган управления образованием.

Примечание.

Внеочередное право   имеют дети  судей,  прокуроров, сотрудников Следственного комитета при устройстве в школы,  имеющие интернат,

Первоочередное право записи в первый класс имеют дети военнослужащих по месту жительства их семей, дети сотрудников полиции и органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, по месту жительства, дети сотрудников ФСИН, ФССП, ФТС, противопожарной службы по месту жительства.

Ребенок, в том числе усыновленный (удочеренный) или находящийся под опекой или попечительством в семье, включая приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатную семью, имеет право преимущественного приема в школу, в которой обучаются его брат и (или) сестра (полнородные и неполнородные, усыновленные (удочеренные), дети, опекунами (попечителями) которых являются родители (законные представители) этого ребенка, или дети, родителями (законными представителями) которых являются опекуны (попечители) этого ребенка.

Источник:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»

Приказ Минпросвещения РФ от 2 сентября 2020 года N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 23 января 2023 года) https://docs.cntd.ru/document/565697396?ysclid=lewf6kr2iq150926875


12. Как новые регионы будут интегрироваться в образовательное пространство России

Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ  об интеграции новых регионов в систему образования России (далее -Закон). В соответствии с Законом внесены соответствующие изменения в отдельные федеральные законы, в том числе и в закон об образовании.

В частности, согласно Закону, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях:

детские сады и школы передаются на региональный уровень, а функции их учредителей выполняют соответствующие органы государственной власти до 1 января 2026 года;

наименования и уставы образовательных организаций  подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации;

уровни общего, среднего профессионального и высшего образования, установленные в этих территориях, приравниваются к соответствующим уровням образования в России;

ученые степени и ученые звания, образовательно-квалификационные уровни, полученные в новых регионах, признаются в РФ;

Согласно Закону, педагогическим работникам:

периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на новых территориях, а также на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы;

имеющиеся квалификационные категории до дня  принятия в Российскую Федерацию, признаются  на срок их присвоения;

действие квалификационных категорий, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 марта 2022 года по 1 июня 2024 года, продлевается до 1 сентября 2024 года;

на педработников  не распространяется  требование в отношении прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям до 1 сентября 2024 года.

В соответствии с Законом:

до 1 января 2026 года руководители государственной (муниципальной) образовательной организации, научной организации назначаются учредителями соответствующих организаций на срок до пяти ле;

до 1 сентября 2024 года на руководителей государственных (муниципальных) образовательных организаций и кандидатов на должности руководителей не распространяется требование  прохождения обязательной аттестации;

до 1 сентября 2026 года на руководителей государственных (муниципальных) образовательных организаций, руководителей государственных (муниципальных) научных организаций и кандидатов на должности руководителей не распространяются квалификационные требования в отношении стажа (опыта) практической работы по соответствующим направлениям деятельности, указанные в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Источник:

Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области,… \ КонсультантПлюс (consultant.ru)



11. К ВПР-2023 будьте готовы!

Рособрнадзор приказом Рособрнадзора  от 23.12.2022 №1282 утвердил расписание Всероссийских проверочных работ (ВПР) в 2023 году.
Согласно расписанию, основной период ВПР в 4-8 классах с 15 марта по 20 мая 2023 года,  в 10-11 классах — с 1 марта по 25 марта 2023 года.  Точные  же даты устанавливает каждая образовательная организация самостоятельно.

Согласно приказу Рособрнадзора проверочные работы в 2023 году пройдут в 4, 5, 6, 7, 8 классах в штатном режиме.

Обратим внимание, что в 2023 году  в расписании отдельно выделены предметы с углубленным изучением: математика и физика в 7-8 классах. ВПР по этим предметам проводятся, если они изучаются углубленно.

Также в 2023 году в расписании предусмотрен:

резервный день для работ в компьютерной форме – 18 апреля (раньше такого резервного дня не было);.

выборочные ВПР в 4–6-х классах по русскому языку и математике и единая проверочная работа по социально-гуманитарным предметам в 11-х классах с контролем объективности результатов. Конкретные школы и классы определит Рособрнадзор. 

График ВПР-2023:

ВПР с 15 марта по 20 мая 2023 года

В штатном режиме ВПР по конкретным предметам проводятся во всех классах параллели по следующим предметам:

4 классы — Русский язык, Математика, Окружающий мир.

Информация о распределении предметов по классам в параллели предоставляется в образовательную организацию через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования.

Напомним, что согласно письму Минпросвещения РФ от 01.10.2021 N СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»:

ВПР рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ;

при проведении промежуточной аттестации необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР;

проверка ВПР осуществляется образовательной организацией самостоятельно;

если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения «Тема не пройдена»;

одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается..

Источник:  

приказ № 1282

<Письмо> Минпросвещения России N СК-228/03, Рособрнадзора N 01-169/08-01 от 06.08.2021 <О направлении Рекомендаций> (вместе с «Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году») (legalacts.ru)



10.  Играть в русскую лапту научат в школе

Как сообщается на сайте Минпросвещения РФ, утвержден образовательный модуль «Лапта» для начального общего, основного общего и среднего общего образования, одобренный решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Программу подготовила Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация русской лапты России». Модуль  включен в Реестр примерных основных общеобразовательных программ Минпросвещения РФ.

Как отмечается в сообщении, новый учебный модуль направлен на расширение интеграции уроков физической культуры и внеурочной деятельности. Особое внимание будет уделено реализации модуля «Лапта» в рамках деятельности школьных спортивных клубов.

По словам  президента  Федерации русской лапты Сергея Фокина, которые приводятся в  «Газете.Ru», введение лапты в школьную программу будет содействовать укреплению здоровья детей и подростков в школе, поможет подготовить школьников к службе в армии и сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Примерную рабочую программу учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Лапта») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования можно посмотреть в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Минпросвещения РФ.

Справочно

Русская лапта — командная игра с битой и мячом, одна из древнейших национальных спортивных игр. Во времена Петра I она использовалась для тренировки солдат Семеновского и Преображенского полков. 

В игре участвуют 2 команды, каждая из которых состоит из 10 игроков во главе с капитаном. Игра может проводиться в спортзале или  на естественной площадке размером 40 на 55 метров. Цель игры — ударом биты послать мяч в поле, перебежать поле до противоположной стороны (кона) и вернуться обратно, не дав противнику «осалить» себя мячом. За каждую перебежку команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. Русская лапта  несколько напоминает американский бейсбол, но обходится дешевле, так как в лапту можно играть плоской деревянной битой и теннисным мячом, и ничего другого  не приобретать.

Русская лапта — официальный вид спорта. В 2003 году была зарегистрирована Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация — «Федерация русской лапты России» (ОО ФСО Ф.Р.Л.Р.).

По информации с официального сайта Федерации русской лапты России,  русской лаптой занимаются более 113 тысяч человек в 69 субъектах Российской Федерации, в 47 субъектах организованы региональные отделения Федерации, создано 108 отделений детско-юношеских спортивных школ, в которых работают 148 штатных тренеров, в стране так же задействовано более 140 тренеров-общественников.

Источник:

Утвержден модуль «Лапта» для образовательных программ школ / Минпросвещения России (edu.gov.ru)

https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-uchebnogo-predmeta-fizicheskaia-kultura-modul-lapta-dlia-obrazovatelnykh-organizatsii-realizuiushchikh-obrazovatelnye-programmy-nachalnogo-obshchego-osnovnogo-obshchego-i-srednego-obshchego-obrazovaniia

Спортивная Россия — отраслевой агрегатор (infosport.ru)

Федерация русской лапты: курс лапты в школах поможет подготовить юношей к армии — Газета.Ru | Новости (gazeta.ru)




9. Каким будет 2023 год — Год педагога и наставника

Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. О том как он будет проходить, рассказал Министр просвещения С.С.Кравцов на   совещании Президента РФ с членами Правительства.

По словам С.С.Кравцова, торжественное открытие Года педагога и наставника состоится в феврале в центре знаний «Машук».

В сентябре состоятся Большой педагогический диктант и Всероссийский урок, посвященный Году педагога и наставника.

В октябре пройдет Большая учительская неделя.

Традиционно будут организованы профессиональные конкурсы,  в том числе: «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Директор года России»,  впервые пройдет конкурс «Первый учитель».

В течение Года будут проходить масштабные профессиональные форумы – Московский международный салон образования, летний Фестиваль наставничества, Форум классных руководителей.

Продолжится  телеконкурс «Классная тема!».

Будет организован цикл мероприятий к 200-летию Константина Ушинского: состоится первый съезд народных учителей для преподавателей из стран СНГ, проведены тематические выставки, лекции, олимпиады; 19 февраля 2023 года рядом с МПГУ откроют скульптурную композицию в его честь.

Минпросвещения России совместно с Российским обществом «Знание» проведет акцию «Скажи спасибо своему учителю, своему наставнику», в ходе которой все желающие могут  поблагодарить своего наставника, написать ему открытку, поздравление или позвонить.

В рамках Года педагога и наставника – создание фильмов, посвященных учителям, призванных укрепить престиж профессии.

В каждом новом субъекте Российской Федерации будет создан педагогический университет для подготовки молодых педагогов и повышения квалификации действующих.

По словам Министра, многое из того, что предлагается в рамках Года педагога и наставника, – прямой результат реализации национального проекта «Образование».

Министерство просвещения совместно с Росмолодежью расширяет грантовые возможности в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов, с министерством культуры будут создаваться фильмы, посвященные профессии учителя;  прорабатывается вопрос о законодательном закреплении «особого статуса» учителя;  предложено  ввести денежное вознаграждение победителям и призерам профессиональных педагогических конкурсов.

Выступая перед студентами Московского государственного областного педагогического университета в День российского студенчества, Министр просвещения С.С.Кравцов отметил, что  «суверенная система образования нашей страны – это опора на традиции, на традиционные духовно-нравственные ценности, на все лучшее, что было в советской системе образования, и на то, что есть в современной системе образования».


8. Федеральные образовательные программы
Минпросвещения утвердило федеральные образовательные программы. Они есть для всех уровней образования: НОО, ООО и СОО. А еще подготовили федеральную АООП для детей с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями.

Уровень

ФОП (ФООП)

Чем утвержден

НОО

Скачать

Приказ Минпросвещения от 16.11.2022 № 992

Все уровни образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать

Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026


7. ФОП и ПООП: сравнение документов

Минпросвещения утвердило федеральные ООП (приказы от 16.11.2022 № 992от 16.11.2022 № 993от 23.11.2022 № 1014). А школы не позднее 01.09.2023 обязаны привести свои программы в соответствие с федеральными. 

Раздел ООП

ФОП (ФООП)

ПООП

Целевой раздел

Планируемые результаты

Не дают готовых формулировок планируемых результатов. В разделе представлена общая характеристика планируемых результатов. Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования в соответствии с ФОП (п. 6.1 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

Планируемые результаты в ООП должны быть не ниже планируемых результатов ФОП (п. 6.2 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

В содержательном разделе ФОП планируемые результаты прописаны только в федеральных рабочих программах. Для уровня НОО по трем учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для уровней ООО и СОО – по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Не дают готовых формулировок планируемых результатов. В разделе представлены общая характеристика планируемых результатов. Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования и с учетом ПООП.

Планируемые результаты прописаны в содержательном разделе ПООП по каждому учебному предмету. Содержат личностные, метапредметные и предметные результаты. Предметные результаты разделены на классы по уровням образования.

Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования и с учетом ПООП

Содержательный раздел

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

Содержат федеральные рабочие программы учебных предметов. Включают рабочие программы только по нескольким учебным предметам. Для уровня НОО по трем учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для уровней ООО и СОО – по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Одно из нововведений – модуль «Элементы начальной военной подготовки» в федеральной рабочей программе по ОБЖ для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета. Модуль предполагает, что старшеклассники будут изучать строевую подготовку, правила обращения с оружием, действия и способы передвижения в бою, средства индивидуальной защиты и сооружения для защиты личного состава

Содержат примерные рабочие программы по всем учебным предметам, которые обязательны для изучения на уровне образования

Программа формирования/развития УУД

ФОП всех уровней образования содержат программы формирования УУД у школьников.

В программах описываются взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. А также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности

ПООП НОО и ООО включают примерные программы формирования УУД.

В ПООП СОО – примерная программа развития УУД

Рабочая программа воспитания

В ФОП всех уровней обучения содержится федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания

В ПООП всех уровней образования – примерные программы воспитания в соответствии с ФГОС уровня образования

Организационный раздел

Учебный план

ФОП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов.

В ФОП НОО включили пять вариантов федеральных учебных планов, в ФОП ООО – шесть вариантов. В ФОП СОО – 19 вариантов федеральных учебных планов по профилям обучения

В ПООП всех уровней включены варианты примерных учебных планов.

В ПООП НОО – пять вариантов примерных учебных планов.

В ПООП ООО – шесть вариантов примерных учебных планов.

ПООП СОО содержит восемь вариантов примерных учебных планов:

·         по одному варианту для технологического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей; 

·         четыре варианта для универсального профиля

План внеурочной деятельности

ФОП на уровнях НОО и ООО содержат описание направлений федеральных планов внеурочной деятельности. Конкретной формы плана и примерного распределения часов нет. Дополнительно ФОП НОО предлагает перечень курсов внеурочной деятельности по направлениям, описание которых содержит название курсов, формулировку цели и указание формы организации.

Федеральный план внеурочной деятельности на уровне СОО в проекте ФОП модифицируется в соответствии с профилями обучения. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности одинаков и обязателен для всех профилей. А вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. При этом ФОП описывает внеурочную деятельность по полугодиям и каникулярным периодам для 10-х и 11-х классов по профилям

ПООП всех уровней содержат примерные планы внеурочной деятельности.

Конкретных форм плана и распределения часов нет.

В примерных планах прописаны направления и формы внеурочной деятельности для каждого уровня образования

Календарный учебный график

Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней образования конкретизированы.

КУГ представлены по учебным четвертям. Однако школам оставили право организовать учебный год по триместрам.

ФОП не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание. В описании указаны конкретные сроки начала и окончания учебного года для всех уровней образования: это 1 сентября и 20 мая. Если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Если выходной выпадает на 20 мая, то учебный год заканчивается в предыдущий день. Для 9-х и 11-х классов окончание учебного года определяется графиком ГИА.

Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул для всех уровней образования. В начальной школе закрепили неделю дополнительных каникул для первоклассников. Ранее это регламентировали только санитарные требования (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21)

ПООП не содержат конкретной формы календарного учебного графика, только его описание.

В описании указано, что календарный учебный график реализации ООП образовательная организация составляет самостоятельно с учетом требований санитарных правил и мнения участников образовательных отношений.

График составляется с учетом системы организации учебного года: четвертной, триместровой, биместровой, модульной и др.

Календарный план воспитательной работы

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех школ перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.

Школа вправе проводить иные мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности

В ПООП приведена примерная структура плана. Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по календарным периодам — месяцам, четвертям, триместрам — или в иной форме


6. Минпросвещения рекомендовало школам применять единые подходы к системе оценивания
Минпросвещения направило Методические рекомендации о том, как выстраивать систему оценки достижения учениками планируемых результатов освоения ООП (письмо от 13.01.2023 № 03-49). Школам рекомендовали в ООП всех уровней придерживаться единых подходов к системе оценивания. Такое решение связали с внедрением федеральных образовательных программ с сентября 2023 года.
В Методических рекомендациях предложили единую структуру системы оценки для всех уровней. Все оценочные процедуры объединили в две группы: внешнего и внутреннего оценивания. Внутреннее оценивание по учебным предметам будет проводить школа в соответствии с положением о системе оценивания. Внешнее – федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием.

Школам также рекомендовали применять критериальное оценивание, когда они проводят внутришкольные оценочные процедуры. Сравнивать образовательные достижения учеников с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями. Это сделает процесс оценивания понятным и повысит объективность оценки.

В методрекомендациях разъяснили особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. А еще объяснили, как оценивать функциональную грамотность. Например, для оценки функциональной грамотности рекомендовали использовать специальные комплексные задания, в которых описывается жизненная проблемная ситуация, понятная ученику. Использовать разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Предлагать ученикам задания, в которых допускаются альтернативные подходы к выполнению, или задания, которые требуют осознанного выбора модели поведения.

Кроме того, Минпросвещения проинформировало, что готовит методрекомендации по единой системе оценки освоения программ учебных предметов. Их направят дополнительно.

 письмо Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49.


1.Закон о введении единых общеобразовательных программ в школах

24 сентября 2022 года Президент России В.В.Путин подписал Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее -Закон) – закон, по  которому предусматривается введение единых общеобразовательных программ и единых учебников в школах.  Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлен иные сроки:

— Федеральные основные общеобразовательные программы должны быть разработаны и утверждены Минпросвещения РФ  не позднее 1 января 2023 года;

— основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года;

— установлено, что учебники, входящие по состоянию на 31 декабря 2022 года в федеральный перечень учебников, допускаются к использованию до окончания срока действия их экспертных заключений (пять лет).

Таким образом, школы  начнут  работать по единым общеобразовательным программам с 1 сентября 2023 года и учиться школьники будут  по  имеющимся у них учебникам.

Напомним  отдельные положения Закона.

1.Определено, что  федеральная основная общеобразовательная программа – это учебно-методическая документация,  определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Учебно-методическая документация – это федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы,

2. За школами сохраняется право разрабатывать собственные образовательные программы, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

3. Школа вправе перераспределять предусмотренное в федеральном учебном плане время на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.

4. При реализации обязательной части учебного плана обязательными для  применения являются  федеральные рабочие программы:

в начальной школе — по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»;

 в основной  и средней школе — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

5.Законом вводятся федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный  план воспитательной работы. При этом школа  вправе наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания.

6. Если школа непосредственно использует федеральные основные общеобразовательные программы, федеральный учебный план, и (или) федеральный календарный учебный график, и (или) не указанные в законе федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), то в этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

7.Согласно закону, школы свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения. Организация образовательной деятельности может предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

8.Законом  установлено, что федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются Минпросвещения РФ. К разработке программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей будут привлекаться региональные власти.

9. Закон вводит новый порядок разработки учебников — государственный заказ на их разработку (в комплекте с учебными пособиями) будет осуществляться Минпросвещения России, которое будет утверждать и авторский коллектив учебников. Исключительные права на учебники будут принадлежать РФ.

Источник:

https://rg.ru/documents/2022/09/26/document-fz371.html


2.Санитарные правила и гигиенические нормативы к организации образовательного процесса в начальных классах

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/?ysclid=laqf4o4sbi504266843

Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28 января 2021 — docs.cntd.ru


Согласно ФГОС НОО, программы начальной школы реализуются через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21 и Санитарно-эпидемиологическими требованиями СП 2.4.3648-20, действующими до 2027 года. (СанПин 2.4.2.2821-10 утратил силу с 01.01.2021 года). Согласно этим документам, при  организации образовательного процесса в начальной школе необходимо соблюдать, в частности,  такие правила и нормативы.

Начальные классы размещаются в отдельном блоке на 1-3 этажах. За каждым классом закрепляется отдельный учебный кабинет.

Количество обучающихся в классе определяется исходя из нормы площади на одного обучающегося: не менее 2,5 кв м  при фронтальных формах занятий и  не менее 3,5 кв м —  при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий, и требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.

Проведение нулевых уроков не допускается. Уроки начинаются в 8 .00 и заканчиваются не позднее 19 час. 

Особое внимание первоклассникам: 1 классы учатся только в первую смену и только  по 5-дневной учебной неделе: в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе — мае — по 4 урока в день по 40 минут каждый; в середине учебного дня проводится динамическая пауза не менее 40 минут; во  втором полугодии детям предоставляются дополнительные недельные каникулы.

Режим дня начальной школы

Школа самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Режим дня в школе регламентируется расписанием уроков, которое  составляется с соблюдением, в частности, таких нормативов.

При составлении расписания  учитываются: дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и  шкала трудности учебных предметов (например, ТОП-3 трудных предметов: математика, русский /родной язык, иностранный язык, ТОП-3 легких — музыка, технология, физкультура). Для предупреждения переутомления в течение недели необходимо предусмотреть облегченный учебный день — в среду или в четверг.

В 1-х классах проводится не более 4 уроков в день и один раз в неделю — 5 уроков за счет урока физической культуры, а во  2-4 классах — не более 5 уроков в день и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Сдвоенные уроки  в 1-4 классах  не проводятся, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию.

Продолжительность урока во 2-4 классах не должна превышать 45 минут, перемен — не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) — 20-30 минут. Допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут.

Количество видов учебной деятельности на учебном занятии в 1-4 классах 3-7  продолжительностью каждого вида 5-7 мин.

Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени в процентах) — 60-80.

Недельная учебная нагрузка в начальной школе

Согласно гигиеническим нормативам, недельная учебная нагрузка (число уроков в неделю) составляет:

при 5-дневке: 1 класс — не более  21 ч в неделю, 2-4 классы  не более 23 ч в неделю; 

при 6-дневке:  2-4 классы — не более 26 ч в неделю.

Внеурочная деятельность — не более 10 ч в неделю.

Домашние задания

Домашние задания  не должны превышать: для первоклассников -1,0 ч;  для  обучающихся 2-3 классов -1,5 ч;  для обучающихся  4 классов — 2,0 ч.

Дистанционное обучение

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий также составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.

Важно! Согласно санитарным правилам, после перенесенного заболевания дети допускаются к посещению школы при наличии медицинского заключения (медицинской справки).

Использование ЭСО  

Согласно санитарно- гигиеническим требованиям, при использовании в процессе   образовательной деятельности электронных средств обучения (ЭСО)  общая продолжительность их  применения  на уроке не должна превышать:

для интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут;

компьютера — для детей 1-2 классов — 20 минут, 3-4 классов — 25 минут,

Важно! Согласно санитарным правилам:

одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается;

для образовательных целей мобильные средства связи не используются;

размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается;

использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры;

использование планшетов предполагает их размещение на столе под углом наклона 30°.


3.Что такое домашнее задание – разъясняет Минпросвещения РФ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.10.2022 № 888 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован  приказ  Минпросвещения России  от 07.10.2022 № 888  о внесении изменений в приказ  от 22 марта 2021 г. № 115. Приказ действителен до 1 сентября 2027 года. В приказ №115 внесено  следующее определение  термина «домашнее задание»:  

домашнее задание – это «Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися  заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время,  осуществляются обучающимися в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися  письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных  знаний и умений, универсальных учебных действий и их  использования для решения учебных, учебно-познавательных и  учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета».

Итак:

домашнее задание это — самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение заданий, данных педагогами в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время;

домашние задания выполняются в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока  знаний и умений, УДД (универсальных учебных действий) и их использования для решения  практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета;

домашнее задание может быть в письменной и устной форме, в виде практических, творческих, проектных, исследовательских работ;

домашнее задание выполняется  дома или в иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде.

Обратим внимание, что домашнее задание выполняется самостоятельно, а не списывается из интернета, решебника, у товарища и не выполняется за ученика родителями.

Также в приказе отмечено, что объем домашних заданий определяется педработниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся.

Справочно

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Согласно  Гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21,  продолжительность выполнения домашних заданий должна быть  не более: для  обучающихся 1-2 классов -1.0 ч.; для 2-3 классов -1,5 ч;  для 4-5 классов – 2,0 ч;  для 6-8 классов  -2,5 ч; для  9-11классов — 3,5 ч.


4. Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» начинает работу

14 июля 2022 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в числе целей которого, в частности, значатся: содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей, создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе.

В международном детском центре «Артек» во время финала Всероссийского конкурса «Большая перемена» состоялось учредительное собрание движения, участниками которого стали представители крупнейших детских общественных организаций и движений федерального и регионального уровней, органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации. На учредительном собрании его участники проголосовали за создание общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи  и утвердили  Устав Движения. Создан Наблюдательный совет Движения во главе с Президентом РФ В.В.Путиным.

После регистрации Движения в Минюсте,  18 — 20 декабря в Москве прошел  первый (учредительный) съезд Российского движения детей и молодежи, в котором приняли участие представители всех 89 регионов России.  На этом съезде были  определены:  название движения, направления деятельности, миссия и ценности.

Среди основных целей  — качественное образование, участие в культурной жизни, волонтерство, сохранение исторической памяти, здоровый образ жизни, развитие экологических проектов, охрана природы, развитие туризма по России.

«Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми» — миссия движения детей и молодежи.

Большинство делегатов  проголосовали за «Движение Первых», и теперь полное название организации — Российское движение детей и молодежи «Движение Первых»  (далее — РДДМ  «Движение Первых»).

РДДМ «Движение Первых» объединило  все молодежные организации и движения страны, в том числе такие как  «Юнармия», «Большая перемена», «Российское движение школьников».

Вступление в организацию добровольное.  Возраст участников движения — от 6 до 18 лет. Таким образом, в организацию  могут вступать  школьники, начиная с младших классов, а также студенты колледжей и вузов до 18 лет. Взрослые тоже могут стать участниками движения, но  в качестве наставников.

Председателем Правления РДДМ «Движение Первых» Указом Президента РФ  от 13.12.2022 № 914 назначен Гуров Григорий Александрович.

В настоящее время в регионах идет формирование первичных отделений РДДМ «Движение Первых».

Подробности на сайте «Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых»»:   https://будьвдвижении.рф/?amp


5.Утверждены Федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования

В российских школах начался переход на обновленные ФГОС. 1 сентября 2022 года на них перешли 1 и 5 классы, а средняя школа переходит на обновленный ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года.

Минпросвещения России приказами от 16 ноября 2022 г. утвердило: приказом №992  — Федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО), приказом №993 — Федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО), приказом от 23.11.2022 №1014 — Федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО). Приказы опубликованы на официальном интернет — портале правовой информации и  вступают в силу со 2 января 2023 года.

На обучение по ФОП школы перейдут с 1 сентября 2023 года.

ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:

целевой  — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;

содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;

организационный —  включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.

ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:  

ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;

ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности;

ФОП СОО — по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществознанию, Географии и Основам безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, ФОП — это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» — Российская газета (rg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий